В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Малозёмова, научный сотрудник Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук.

Михаил Спичка,ведущий:
В эфире совместный проект Государственного Эрмитажа и телеканала «Санкт-Петербург» Эрмитаж. Говорим и показываем. Новые выставки, образовательные программы, научная и реставрационная деятельность музея.
Дарина Шарова,ведущая:
Сегодня мы совершим путешествие во времени, поближе познакомимся с постоянной экспозицией «Оружейное искусство Ближнего Востока XV- XIX веков». Её основой стала коллекция Николая I. С 1834 она хранилась в Арсенале в Царском селе. А сегодня экспонаты можно увидеть в Белоколонном зале Зимнего дворца. Из каких источников пополнялась коллекция?
Елена Малозёмова,научный сотрудник Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук:
У Великого князя, а впоследствии императора Николая Павловича была действительно большая любовь к оружейному мастерству. Зажгла её первая сабля, которая была ему подарена ещё в возрасте 15 лет. После этого молодой человек, будущий император загорелся этой оружейной темой и ему продолжали поступать подарки от совершенно разных людей, в том числе и от матушки, и от супруги. Большой вклад в расширение коллекции императорского оружия внесли трофеи из разных военных кампаний, что выгодно отличает нашу коллекцию от коллекций других музеев.
Михаил Спичка,ведущий:
По какой причине из Царского села это ценнейшее собрание было перемещено в Эрмитаж?
Елена Малозёмова,научный сотрудник Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук:
Это случилось в 1885-1886 годах, потому что коллекция уже стала очень большой. Кроме коллекции Николая Павловича в ней были уже другие большие поступления, и её было сложно содержать в Царскосельском арсенале. Было принято решение перевезти её в императорский Эрмитаж с учётом того, что изначально коллекция не должна был быть там выставлена. Но так уж сложилась жизнь, и коллекция была сюда перевезена. Одновременно появилась хорошая возможность показать эти вещи вместе с коллекцией памятников прикладного мастерства средних веков. Два собрания были удачно объединены, совмещены и представлены в залах первого этажа Старого Эрмитажа. Оттуда она к юбилею Эрмитажа переехала в Зимний дворец, когда к 250-летию музея коллегами был открыт Белоколонный зал.
Михаил Спичка,ведущий:
Каким периодом датируются самые ранние экспонаты?
Елена Малозёмова,научный сотрудник Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук:
В целом это XV-XVI века, не всегда точно можно определить принадлежность вещи к эпохе. Далеко не всегда на предметах оружия ставились какие-то маркировки. На Ближнем Востоке именно у османов огнестрельное оружие появилось раньше всех.
Дарина Шарова,ведущая:
Известно, что холодное оружие было не только средством защиты, но и настоящим произведением искусства. Изготавливалось оно в основном из булатной стали?
Елена Малозёмова,научный сотрудник Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук:
Да, в Турции, особенно в Иране и, конечно, в Индии изготавливали оружие из булатной стали. Но тем не менее в оформлении оружия принимали участие разные мастера, в том числе и ювелиры, потому что оружие, как это не покажется странным, должно было быть ещё и модным, эффектным, красивым. Оружие в те времена было неким паспортом для мужчины, маркером его статуса. Предметы оружия часто оформлялись драгоценными материалами и камнями, орнаментами, на которых большое место занимают растительные композиции с цветами, изысканными листьями.
Дарина Шарова,ведущая:
На оружии делались и надписи? Какого формата и содержания?
Елена Малозёмова,научный сотрудник Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук:
Конечно. На иранских предметах это чаще всего стихи. На турецких чаще всего надписи из Корана с восхвалением аллаха и призывами к Всевышнему. Время от времени встречаются тексты с именем мастера. Иногда проставлены годы изготовления, но не всегда они соответствовали точному времени выплавки или оформления. Это загадки и ребусы, с которыми нам приходится сталкиваться и разгадывать.