Николай Корнеев,корреспондент:
Новый Эрмитаж – первый художественный музей России. Словно на своих плечах этот ценный статус держат высеченные из серого сердобольского гранита фигуры могущественных атлантов. Не удивительно, ведь шедевры мировой культуры могут выставляться только в залах шедевра мировой архитектуры.

Новый Эрмитаж был возведён в 1851 году. Главный архитектор проекта — придворный зодчий баварского королевства Лео фон Кленце, один из основателей инновационного на тот момент стиля — неогрек. Работы мастера, например, величественный зал славы Вальгалла под Регенсбургом, отличались детальным подходом к воспроизведению греческой классики в духе монументальных Афинских храмов. Для барокко и классицизма Петербурга такое здание было в новинку. Фасад Нового Эрмитажа — путеводитель по миру искусства. 28 фигур выдающихся мастеров разных стран и эпох. Знаменитейшие скульпторы — на первом этаже, художники — на втором. Такое расположение гениев — ещё один инновационный подход к созданию музея.

Валерий Лукин,главный архитектор Государственного Эрмитажа:
Это не просто украшение фасадное такое. Здесь художники, скульптуры показывали то, что находится внутри. Допустим, Рубенс на консоле Эрмитажа показывает, что здесь на втором этаже находится живопись Рубенса и так далее. То есть, он определял ещё на фасаде, где какой зал расположен.

Новый Эрмитаж от других произведений Кленце отличает концептуальность интерьеров. Российский музеум — это множество отдельных тематических залов, отражающих характер экспонатов абсолютно разных эпох и жанров. Картинная галерея с верхним светом на втором этаже, холлы с античными статуями на первом. Большинство из 60 помещений дошли до наших дней без изменений. Портал во вселенную вечного искусства — величественный портик с фигурами атлантов, каждый весом в 10 тонн. Кленце в своё время воодушевили развалины храма Зевса в Агригентуму. Спустя два века после строительства музея, в 2019 году, титаны шагнули в Венецию. На Международной биеннале копии ног атлантов стали частью масштабной инсталляции Государственного Эрмитажа. Сам же немецкий гений считал: гранитные теламоны на северной российской земле не уступают по размаху египетским колоссам. А про Новый Эрмитаж говорил: «Не одно здание до селе так в Европе не было выстроено».