Многие наслышаны про изобретения Леонардо да Винчи, который году примерно в 1515 набросал проект субмарины. Спустя несколько десятилетий голландец Корнелиус Дреббель, служивший при дворе английского короля построил первую подлодку и на глазах изумлённой публики испытал ее на Темзе. Даже епископ Честерский проектировал подводный ковчег.

Но, в отличие от этих учёных мужей, Ефим Никонов, 29-летний плотник из подмосковного села Покровское, был мужиком необразованным. И если что зародило в нём идею о собственной подлодке, так это рассказы сельского батюшки отца Василия о стеклянном колоколе Александра Македонского, в котором любознательный полководец однажды отправился исследовать дно океана. С помощью писцов Никонов подал царю челобитную с предложением соорудить потаенное судно, которое может «ходить под водой и подбивать военный корабль по самое дно».

ИРИНА ПОДГОРНАЯ,экскурсовод Музея-макета «Петровская акватория»:
Говорят, этот крестьянин Никонов придумал даже первый водолазный костюм. Были из кожи, обмазаны жиром и не пропускали воду.

Не удивительно, что державный плотник благосклонно принял деревенского плотника, назначил его «потаённых судов мастером» при Адмиралтействе и повелел соорудить для начала модель. Наконец, летом 1721 года наступил час икс.

ИРИНА ПОДГОРНАЯ,экскурсовод Музея-макета «Петровская акватория»:
Проводятся первые испытания. Окружено тайной, судно потаённое, закрыто все парусиновыми заборами, и мы можем даже понаблюдать, как Петр пытается забраться, чтобы заглянуть, что там внутри, этой лодки.

После двух успешных погружений и всплытия на Неве, на третьем подлодка дала течь. Несмотря на неудачу, в отличие от своего английского коллеги, Петр I повелел построить «потаённого огненного судна большого корпуса». Испытания новой субмарины, построенной к осени 1724 года, и вовсе обернулись провалом – судно мгновенно погрузилось в воду, ударилось днищем о дно и получило течь. Но император вновь повелел: Никонову «конфуза в вину не ставить», и эксперимент продолжать. Увы, царю-кораблестроителю осталось жить всего несколько месяцев.

ИРИНА ПОДГОРНАЯ,экскурсовод Музея-макета «Петровская акватория»:
Всё новое любил только Пётр, а его окружение не очень хотело этим заниматься, и со смертью Петра остановилось строительство подводных лодок. Крестьянина сослали в Астраханскую дальнюю губернию. На том завершилась это наше новшество.

И лишь спустя столетия в память о решении Петра I, которое можно считать одним из первых отечественных инновационных прорывов в области военных технологий, в Сестрорецке установили аналог той исторической субмарины. А рядом возвели часовню святого Николая Чудотворца в память о российских подводниках…