В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Сэпман, куратор выставки, научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Ксения Бобрикова,ведущая:
В эфире Эрмитаж. Говорим и показываем. Сегодня постараемся раскрыть тайну рыцаря чёрно-белого образа, которого называют северным Леонардо да Винчи. Художника, чьи графические работы поражают даже через полтысячи лет. Заинтриговали?
Тимофей Зудин,ведущий:
Тогда внимание. У вас остаётся всего несколько дней, чтобы посетить выставку, которая посвящена 550-летию гения Северного Возрождения Альбрехта Дюрера.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Это не первая выставка в Эрмитаже, которая посвящена Дюреру. Как раз на его 500-летие 50 лет назад Эрмитаж проводил выставку. Чем они отличаются?
Наталья Сэпман,куратор выставки, научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Да, ровно 50 лет назад в том же Николаевском зале Зимнего дворца проходила выставка, посвящённая Дюреру. И в основе её также лежало наше собрание его гравюр. Это неудивительно, ведь в первую очередь Дюрер прославился как гравёр. Сейчас в основе нашей выставки также прекрасное собрание гравюр, но есть и принципиальное отличие. Она значительно шире, на ней представлено 18 собственноручных рисунков Дюрера, целый ряд витражей, прикладных произведений и картин художников круга Дюрера.
Тимофей Зудин,ведущий:
Всего около 400 работ. С чего лучше начать осмотр?
Наталья Сэпман,куратор выставки, научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
С самого начала. Если выставка 50-летней давности была основана на хронологическом принципе, то сейчас мы распределили предметы по тематическим разделам. Первый посвящён учителям и истокам, где мы показываем вещи XV века. Это уникальные редчайшие предметы учителей Дюрера Михаэля Вольгемута и Мартина Шонгауэра.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Почему Альбрехт Дюрер часто обращался к религиозной тематике? Это были веяния моды или душевные порывы?
Наталья Сэпман,куратор выставки, научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Во времена Дюрера религиозная тематика была ведущей в целом, не только в его творчестве. Искусство прежде всего отвечало потребностям рынка. Поэтому Дюрер, как и все, кто занимался гравюрой, ориентировался не на прямой заказ, как это было в живописи, а пытался предугадать, на что будет спрос на рынке, что будут покупать. А гравюры религиозной тематики покупались. Все большие серии Дюрера («Апокалипсис», «Жизнь Марии», «Страсти Христовы») посвящены религиозной тематике, потому что это людей интересовало. Но Дюрер как раз внёс в искусство Германии очень много других тем помимо религиозных. Он был первым, кто привнёс античную мифологию в искусство, открыл для немецкой публики таких героев как Геракл, древнеримских и древнегреческих богов.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Если человек не искусствовед, не коллекционер, к посещению выставки нужно будет готовиться или всё будет понятно и так?
Наталья Сэпман,куратор выставки, научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Конечно, лучше подготовиться. Хотя мы очень старались сделать выставку максимально понятной для публики. В каждом из наших тематических разделов присутствуют экспликации, то есть текстовые пояснения, в которых можно прочитать, что там представлено. А к отдельным вещам, в которых много символики и тайных смыслов, подготовлены специальные пояснения. Есть аудиоэкскурсии и интерактивные экраны, где наиболее сложные гравюры можно рассмотреть в деталях.
Тимофей Зудин,ведущий:
Почему на этой выставке не представлена живопись Дюрера?
Наталья Сэпман,куратор выставки, научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Во многом это сознательная концепция, потому что Дюрер действительно ещё среди современников прославился прежде всего именно как гравёр. Есть знаменитая цитата классика искусствоведения Эрвина Пановского: «Если бы Дюрер никогда не взял в руки кисть, в истории живописи ничего бы не изменилось, а вот история гравюры без Дюрера пошла бы совсем другим путём». Благодаря своему мастерству Дюрер сделал гравюру высоким искусством.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Как Дюрер повлиял на последующие поколения художников?
Наталья Сэпман,куратор выставки, научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Очень сильно. Это представлено в последней части нашей экспозиции, так что не стоит её игнорировать. Там все последователи Дюрера от непосредственных учеников до конца XIX века – эпохи Романтизма, времени невероятного увлечения Дюрером, что породило даже необыкновенные витражи с апостолами.