На связи со студией программы «Утро в Петербурге»  Татьяна Акатова, старший научный сотрудник научно-экспедиционного отдела Тверской областной картинной галереи.

Ксения Бобрикова,ведущая:
В произведениях искусства мы привыкли видеть Петра I в героических, парадных или одухотворённых образах. Но есть шедевры, которые посвящены и личным страницам биографии самодержца.
Тимофей Зудин,ведущий:
Например, в Твери представлена фарфоровая группа «Пётр I допрашивает царевича Алексея». Создана она была в конце XIX века, и на реставрацию этой небольшой работы в наше время потребовалось целых три года.
Ксения Бобрикова,ведущая:
В чём её уникальность? В каком состоянии вам досталась скульптура?
Татьяна Акатова,старший научный сотрудник научно-экспедиционного отдела Тверской областной картинной галереи:
Памятник поступил в довольно сложном состоянии, фигура царевича была отъединена от постамента. Такой сложный памятник достался мне в работу впервые. Процесс реставрации усложнился ещё и усталостью материала. Это понятие означает, что работать приходится по следам своих предшественников-реставраторов и нужно быть вдвойне осторожным, чтобы сохранить то, что сохранили они.
Тимофей Зудин,ведущий:
Где была скульптура до того, как попала в ваши золотые руки?
Татьяна Акатова,старший научный сотрудник научно-экспедиционного отдела Тверской областной картинной галереи:
Коллекция нашей галереи большая, формировалась она со второй половины XIX века. Постоянное её пополнение – это наша основная работа. Этот памятник имеет очень интересную историю. Он поступил к нам сразу после войны в 1945 году. Неоднократно его показывали и в постоянных экспозициях, и на выставках до того, как произошли изменения в состоянии сохранности – отсоединилась фигура.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Почему реставрация длилась целых три года?
Татьяна Акатова,старший научный сотрудник научно-экспедиционного отдела Тверской областной картинной галереи:
Свой вклад внесли ещё и общемировые события. Скульптура поступила в самом начале 2020 года, карантин отодвинул сроки реставрации. Ещё в любой реставрации есть такая интересная особенность — в процессе происходят коррективы. Как будет проходить весь процесс, на начальном этапе точно сказать невозможно. Каждый памятник имеет свой индивидуальный характер, живёт собственной жизнью, которая накладывает на него различные отпечатки. Поэтому в процессе реставрации он может показать свой непростой характер. Фигура царевича была разделена на восемь частей, а точки соприкосновения оказались очень малыми. Их ювелирное совмещение очень затянуло процесс.
Тимофей Зудин,ведущий:
Это работа Матвея Кузнецова — фарфорового короля, как его называли. А за основу взята картина Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Что-то было добавлено на фарфоровом заводе нового в художественном плане?
Татьяна Акатова,старший научный сотрудник научно-экспедиционного отдела Тверской областной картинной галереи:
Воплощение в материале и объёме такого известного сюжета вносит свои особенности. Художник сохраняет композиционное решение, когда император сидит, а царевич стоит перед ним, склоня голову. Но цветовое решение скульптуры выполнено иначе чем на картине. Картина выполнена в тёмных тонах, в фарфоре не передать её гнетущую и мрачную атмосферу. Мастер форфора идёт за знаменитыми кузнецовскими глазурями – насыщенными и яркими, старается решить композицию со своей точки зрения.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Какие мероприятия готовит Тверская областная картинная галерея в рамках юбилейного года Петра I?
Татьяна Акатова,старший научный сотрудник научно-экспедиционного отдела Тверской областной картинной галереи:
Для нас вообще этот юбилей очень важен. Наш дворец – это резиденция дома Романовых. Мы отмечаем юбилей несколькими событиями. У нас целый год будет идти цикл выставок, который называется «Люди Петровской эпохи в полотнах первой половины XVIII-го столетия», разработаны несколько больших тематических экскурсий. Одна из них особенно интересна.
Тимофей Зудин,ведущий:
Это прекрасный повод для петербуржцев съездить в Тверь.