Вандализм, аномалия, ЧМ2018, Китай, Музей: о словах и понятиях, которые определили 2018 год в Петербурге, — репортаж Андрея Фёдорова.

Баллончики с краской, белая стена и трафареты. Дальше — 5 слов, которыми запомнился уходящий год. Или так: которые обсуждал каждый петербуржец.

Андрей Федоров, корреспондент: «Чемпионат, мундиаль или вот так — ЧМ 2018. Один из самых популярных хэштегов года. Слово, вошло не только в наш шорт-лист, но и в список знаковых для всей России. 7 сыгранных матчей в Северной столице многое изменили. Как в городе, так и в представлении иностранцев о стране. Кстати, на выбранный цвет не обращайте внимания, настроение в те дни было вовсе не синим. Петербург раскрасился в цвета флагов всех стран мира».

Одной из столиц футбола Петербург стал ровно на месяц. На стадионе, в фан-зонах и пабах болели тысячи бразильцев, марокканцев и аргентинцев — всех не перечислить.

При этом никаких инцидентов. Борьба только между командами и исключительно на поле.  За пределами стадиона все больше походило на настоящий карнавал.

И это при том, что некоторые страны советовали своим болельщикам не ехать на наш чемпионат или давали специальные рекомендации. Но гости здесь были. И увидели Россию и Петербург своими глазами.

Хью Уилльян, студент: «Есть такая история, что русские люди не дружелюбные, но это совсем наоборот. Я бы сказал, что люди здесь добрее, чем в Англии».

Спустя пару месяцев после чемпионата, подсчитали: Северную столицу за время соревнований посетили больше миллиона туристов. А за год эта цифра увеличилась в 8 раз.

Восемь миллионов — это и наш следующий хэштег. Почему красным? Да потому что почти половина иностранных гостей — граждане КНР.

В Петербурге гости из Поднебесной продолжают штурмовать музеи, магазины и даже крыши. Многие из них — активные блогеры, фиксируют каждый свой шаг: на улицах и ресторанах. И, разумеется, дают рекомендации. Так что можно быть уверенным: в следующем году гостей из Китая станет еще больше.

Майкл Ся, блогер: «В Петербурге много ресторанов с китайской едой. И здесь реально все очень вкусно. А самое главное — здесь очень красивые официантки».

Андрей Федоров, корреспондент: «А еще в этом году, как туристов, так и петербуржцев, радовала погода. Желтого и яркого солнца было на удивление много. Конечно, не все 92 дня, как в песне у Виктора Цоя, а 51. И это больше, чем обычно. При этом температурный рекорд был побит лишь в июне. На 6 градусов выше климатической нормы. Но все равно многие назвали такое лето не иначе как погодной аномалией».

Этим летом и на самом деле все перевернулось. Были те же зонтики, но спасали они не от дождя, а от зноя. О том, что что-то в этом году пошло не так, заметили и владельцы солнечных батарей.  Выработка энергии увеличилась на 40 процентов.

Виктор Елистратов, директор научно-образовательного центра «Возобновляемые виды энергии и установки на их основе» СПбПУ: «Это говорит о том, с природой что-то происходит, это аномалия какая-то».

Помидоры в теплицах поспели раньше, а в центре, на набережной Мойки, выросла целая грядка с тыквами. Виноград заплодоносил во дворе-колодце Транспортного переулка. А Приморское шоссе атаковали сотни бабочек. Над морем же видели сразу два смерча.

Еще одно слово, которое мы не могли оставить в стороне — музеи. Нет, в этом году они не развивались, их не становилось больше. Но они были в центре внимания.

Возрождать старый или строить новый. Над проектом Музейного комплекса обороны и блокады Ленинграда споры идут до сих пор.

Никита Явеин, заслуженный архитектор России: «Есть тысячи мнений, которые против, но я знаю тысячи мнений, которые за».

Много вопросов у общественности вызвало и расширение музея Достоевского. По мнению экспертов, новое стеклянное здание в Кузнечном переулке не впишется в архитектурный ансамбль.

 Максим Атаянц, архитектор: «Я глубоко убежден, что ценность Кузнечного переулка как целостного архитектурного произведения, здание в том виде, который предполагается, будет снижать».

Не спокойно и в Михайловском дворце, где начали реконструкцию. Здание Русского музея хотят перестроить: изменить планировку, сделать дополнительные дверные проемы и лифты для инвалидов. По словам сотрудников, фонды при переезде могут пострадать.

Андрей Федоров, корреспондент: « Под понятие "музей" в Петербурге подпадают не только отдельные здания или выставочные зоны, но и весь город. И, к сожалению, он открыт как для гостей, так и для вандалов. Им и посвящено еще одно наше слово. Разрушений в этом году было много и разных».

Барельефы львов на фасаде на 13-ой линии Васильевского острова. Памятник блокадной кошке на улице Марата. Искалеченная русалка на Садовой. И это далеко не весь список ран, которые получил Петербург. Была еще и закрашенная краской блокадная табличка на Невском, 14. Злоумышленника поймали благодаря девушке, которая успела сделать несколько фотографий.

Но больше всего петербуржцев возмутил шашлык на Медном всаднике. Мангал пытались разжечь трое хулиганов. Такого в городе с трехсотлетней историей еще никогда не было.

В пять слов или хэштегов весь год не уместить. Наверняка, каждый назовет еще с десяток не менее важных событий. Но эти были самыми яркими…

Впереди Новый год, значит, появятся новые слова и события, которые определят будущее нашего города. И очень хочется, чтобы  определяющими стали именно эти.

#рост #прорыв #прогресс #перспективы