Как возрождалась ижорская керамика на берегах Финского залива, что такое «волховский розан», и как вышивальщицы из Новгородской области покоряли высокую моду и мировые подиумы? Репортаж Наталии Бандуриной.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Теперь давайте покинем стены душной студии. И поедем туда, на просторы безграничной нашей страны. Повод для этого есть самый замечательный. Дело в том, что в России учрежден новый праздник — День народных художественных промыслов. Указ был подписан Президентом Владимиром Путиным. Как сообщается в документе, сделано это «в целях сохранения, развития и поддержки народных художественных промыслов».  И, согласно указу, этот праздник мы будем отмечать каждое предпоследнее воскресенье июня. А что такое народные промыслы? Насколько они актуальны сейчас? И насколько они перспективны с точки зрения бизнес-проекта? Наталия Бандурина продолжит тему».

Необъятная, по крайней мере мне так показалось, Ленинградская область, лоскутная, как старое бабушкино одеяло, а еще наивная и открытая. Поехали снимать про народные промыслы, а получилось про людей.

Новгородская область. Крестцы

Ленин на площади, одна главная улица, и неискушенные телевидением местные. До того, как появилась трасса М-11, поселок Крестцы, славился своими пирожками, местные торговали ими на дороге. И совсем недавно название этого небольшого поселка появилось на страницах модных журналов, а бренд «Крестецкая строчка» вышел на подиум.

Эти мыльные пузыри, паучков — так называют эти узоры мастерицы — знают во всем мире. 150 лет назад впервые их создали на Новгородской земле. В СССР народный промысел поставили на поток, в 90-х фабрика, как и многие предприятия, обанкротилась. В середине двухтысячных Предприниматель из Петербурга Антон Георгиев выкупил фабрику, сделал ремонт, закупил оборудование. Так воля одного человека привела к возрождению исконно-русского народного промысла. Мне говорят, что все это очень просто. Я не верю. Особенно, когда попадаю в цех вышивальщиц.

Как сейчас, так и 50 лет назад на фабрике всегда работали местные. Тут в какой дом не зайди, встретишь мастерицу. И, конечно, она будет говорить, что тогда-то все было лучше. Прежде всего, потому что там прошла ее молодость.

Волховская роспись

Едем дальше, на Восток. На берега Волхова.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«142 км от Петербурга, волховская роспись, как я думала это будет. Ожидание: графика. Реальность: здание бизнес-инкубатора делят шиномонтаж, офисы разных фирм и народные промыслы».

Скоро, говорят, будут переезжать, а пока в небольшом помещении без кондиционера — золотой   запас страны. Мастеров волховской росписи на всю Россию два человека.

Розан — цветок вымышленный, сказочный, по легенде, его нашел юноша на берегу Волхова, чтобы спасти свою невесту. Очень любят розан французы, изделия с его изображением раскупают на выставках, особо ценными считаются старинные прялки, на которых он впервые расцвел.

Деревня Кошкино. Ижорская керамика

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Небольшая остановка по дороге в деревню Кошкино, Старое Гаркалово. Именно здесь в 19-м веке —  столица гончарного мастерства. По берегам Финского залива полно глины, изделия из нее конкурируют только с вепсской керамикой. Почти в каждом доме гончарный круг и горн, сейчас это уединенное место на берегу Финского залива, где почти не бывает чужаков».

Со временем гончары переселились в деревню под красивым названием «Большое стремление», это тоже рядом, именно там Дмитрий Ткачев со своим учителем долгие годы выезжали на раскопки. Наудачу удалось найти руины старинного горна, в котором обжигали керамику, старинные мастера. Благодаря этой находке удалось восстановить печь.

Уникальная, сложная, несмотря на внешнюю незатейливость, конструкция. Здесь постоянно нужно поддерживать нужную температуру, вовремя подбрасывать дрова, регулировать тягу.

Таких как Дмитрий мастеров именно по ижорской керамике нет больше нигде, он не просто создает крынки, вазы и горшки, он по крупицам восстанавливает историю быта ижорцев, населявших эти места.

От словосочетания «народные промыслы» у многих возможно возникнет одна ассоциация: что-то такое, что достали из бабушкиного сундука, но на самом деле все эти узоры, крынки и невероятной красоты вышивки — самое модное, что есть сегодня, и самое настоящее. Заводская штамповка никогда не сможет передать улыбку вышивальщицы. И не найдется во всем мире двух одинаковых красных розанов.