Что нужно сделать, чтобы Петербург стал центром парусного спорта России и снова подтвердил свой статус великого морского города? Репортаж Полины Ганичевой.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Теперь давайте поговорим о том, как будет меняться наш город. И повод есть очень интересный и актуальный. Как мы уже сообщали, на Петербургском экономическом форуме был подписан губернатором Александром Бегловым проект, который должен вывести наш город на абсолютно другой уровень с точки зрения статуса морской столицы России. Как и задумывал Петр I. Мало, недостаточно мы в условиях современного Петербурга используем наши географические возможности как города у моря. И вот, данный проект — это первый серьёзный шаг, который позволит по-новому ощутить этот статус. В Горской появится суперсовременный комплекс для яхт. Это будет туристическо-морской кластер, отвечающий утвердительно на вопрос «все флаги или, точнее, яхты в гости будут к нам?» Да, будут. Итак. Петербург как яхтенная столица страны. Возможности, реальность, планы и традиции. Репортаж Полины Ганичевой».
Полина Ганичева,корреспондент:
«К 21 веку водная романтика изменилась. На смену гриновской девушке, которая где-то на берегу ждёт чуда, приходят молодые деятельные спортсмены. И мечта у них все та же — о море, только вот ждать, пока она сбудется, не в их правилах — нужно действовать».

Новая реальность совсем не художественная. Счастливого романного финала героям-мореплавателям не обещают: список доступных для России акваторий сужается.

Раньше местом зимовки для многих российских яхт были Финляндия и Эстония. Так дешевле. По словам яхтсменов, один месяц стоянки в Петербурге мог стоить как целый год за пределами страны. В условиях изоляции такая экономия не работает — нужны новые пространства. По итогам Петербургского экономического форума ещё одна марина появится в районе Горской. Утверждённого проекта ещё нет, но по описанию мы можем его представить: яхтенный порт, развлекательный центр и парусная школа. Там же появится филиал Академии парусного спорта, которая сейчас работает на территории «Лахта Центра».

КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ,вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«Территория «Горской» наиболее приемлема для этого, потому что она находится в безопасной акватории, дети там смогут спокойно и, главное, безопасно заниматься».

Будущий туристический кластер пока есть только на бумаге. А как быть существующим яхт-клубам в условиях, когда море, которое всегда было символом свободы, этой свободы лишилось?

Речной яхт-клуб на Петровской косе. На огромном флагштоке в гавани, которая привыкла принимать иностранные экипажи, сейчас только два флага: России и Петербурга. Пока гостей нет и не предвидится, в яхт-клубе оправляются от своей, локальной бури — борьбы за акваторию и сам клуб. Пришёл новый директор. Впервые за 30 лет клуб возглавляет яхтсмен. Держит курс на благоустройство.

АННА ШУМЕЙКО,директор Санкт-Петербургского речного яхт-клуба:
«Это нужно вывести очень много старого хлама, который скопился за многие годы на этой территории. Нужно привести в порядок, обустроить место для парковки. То есть это такие достаточно базовые шаги, которые позволят сделать эту территорию комфортной для пребывания».

Первый всесословный яхт-клуб в стране свой титул сохранил. Сейчас он, возможно, даже важнее, чем когда-либо. Здесь же швартуется капитан дальнего плавания Сергей Тимошков. Его историю не назовёшь книжной: семиклассник Серёжа о парусниках никогда не мечтал. Решил попробовать и задержался на 50 лет. Ходил в кругосветки, был капитаном парусника «Мир», это ради его судна под алыми парусами в Петербург каждый год приезжают выпускники со всей страны. Для него столица яхтинга — навсегда Ленинград.

СЕРГЕЙ ТИМОШКОВ,капитан дальнего плавания, мастер спорта международного класса по парусу:
«В СССР то, что яхтинг — это недорого, поняли партийные и прочие руководители ещё перед войной. Поэтому у нас перед войной был всплеск интереса к парусному спорту, а после войны он просто попёр».
Полина Ганичева,корреспондент:
«Средняя крейсерская яхта. Длина такой — 10 метров. Купить её в демократичной комплектации возможно — б/у, конечно — за 2 миллиона рублей. Как хорошая иномарка стоит эта яхта. Ремонтировать её придётся всего за 20 000 рублей. Это в год. И да, она вмещает 6 человек, то есть всю эту сумму можно смело делить на 6».

Сергей Валентинович перевод «парусный спорт» не признаёт. Яхтинг — внутренний, семейный, для любителей — вот то, что сейчас нужно Петербургу. Чтобы в отпуск на яхте, а не в гостиницу; на рыбалку не в Финляндию, а в Выборг. Нужна культура, а технику для новичка яхт-клуб предоставит.

Лаковое покрытие на этом судне не дорогое, а бесценное. На дежурную еженедельную регату мы идём на немецкой «Мальве» 1938 года. В России она оказалась по репарации после войны.

ОЛЕГ ФЁДОРОВ,капитан яхты «Мальва»:
«Эта яхта — это лебединая песня, можно сказать, классических яхт. Это уже вершина. Ничего больше, красивее, лучше и не могли придумать».

На вечернюю гонку после рабочего дня собрались экипажи нескольких десятков парусников. Ни оргвзноса, ни собственной яхты для участия не нужно. Для регат и просто занятий одно единственное требование: нужно любить море. По-настоящему.

ОЛЕГ ФЁДОРОВ,капитан яхты «Мальва»:
«Море — оно, конечно, меняет человека. И парус. Христос тоже ведь выбрал себе рыбаков в апостолы. Потому что они были, наверное, надёжные. Работа тяжёлая у рыбака. Шторма, ветер. Наверное, он не зря обратил на них внимание?»

Такие экипажи регаты не оставят, даже если единственной дистанцией будет Финский залив. А кто эстафету продолжит? И будет ли где продолжать?

Для того, чтобы город стал яхтенным центром страны или мира нужны несколько условий: удачное расположение, инфраструктура и люди. Петербург оказался в ситуации, когда первое отменили, а второе не имеет смысла без первого. Остаётся третье и самое важное — люди, которые, несмотря на все ограничения и  проблемы, снова и снова встают под паруса и говорят «Поднять якоря!».