В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Карчёва, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Тимофей Зудин,ведущий:
В Государственном Эрмитаже открылась уникальная выставка. Она приурочена к 250-летию со дня рождения выдающегося датского скульптора, одного из ведущих мастеров эпохи неоклассицизма. Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена – рисунки и скульптуры из коллекции музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитаже. Мастер обращался к античным мотивам. Как вы можете охарактеризовать его творческий почерк?
Елена Карчёва,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Его произведения служили своеобразным ориентиром, отправной точкой для многих мастеров первой половины XIX века. Торвальдсен был разнообразен и многогранен, занимался многими вещами. Он был прекрасный портретист, создавал роскошные монументальные произведения, много работал в области религиозной пластики. Однако современники особенно ценили и восхищались его работами, созданными на мифологические сюжеты. Наверное, именно эти произведения позволили современникам говорить о нём как о человеке, который наиболее близко подошёл к пониманию идеи античного идеала. Его даже сравнивали с античными творцами. Как и все другие скульпторы неоклассицизма, Торвальдсен опирался на античные образцы. Это неудивительно, потому что в академии он копировал антики по слепкам, а потом приехал в Италию и увидел оригиналы, которые изучил. Когда он начал создавать свои собственные произведения, он естественно ориентировался и пытался подражать этим античным произведениям. Мне кажется, современники считали, что он ближе всего подошёл к античному идеалу, потому что в скульптуре XIX века смог создать образец прекрасной человеческой обнажённой скульптуры. Как телом, так и лицом.
Тимофей Зудин,ведущий:
Расскажите поподробней, пожалуйста, о фигуре Ганимеда – античного виночерпия, о котором упоминал Овидий.
Елена Карчёва,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Ганимед был одним из любимых персонажей Торвальдсена. Он обращался к нему неоднократно. Самая первая его работа сделана в 1804 году, когда Торвальдсен только начал создавать свои первые собственные работы. Тогда он изобразил Ганимеда в виде прекрасного обнажённого юноши. Его атрибутом был кувшин, который в первом варианте он держал в опущенной руке. У ног Ганимеда располагался орёл, как символ Зевса. Прошло несколько лет, и Торвальдсен переработал модель. В принципе он оставил всё то же самое: прекрасный юноша с красивым лицом, идеальными пропорциями тела, во фригийской шапочке, что является прямой отсылкой к античности.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Барельефы Торвальдсена украшают залы Эрмитажа, но сам он никогда в Петербурге не был, хотя был любим и императорским домом, и русской аристократией. Почему он так и не посетил русскую столицу?
Елена Карчёва,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Многие скульпторы не посещали Петербург, потому что обычно заказчики сами ехали в Рим. На рубеже XVIII-XIX веков каждый образованный и состоятельный человек считал своим долгом посетить Италию.
Тимофей Зудин,ведущий:
Ещё одна работа – из серии «Власть Амура над стихиями». Один из барельефов – «Амур с трезубцем». Он верхом на дельфине, в руке у него трезубец Нептуна, а как ещё выражена власть над морской стихией?
Елена Карчёва,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Обычно мы представляем Амура как бога любви. А Торвальдсен запечатлел самые древние представления об Амуре — Эроте, как о высшей силе, которая господствовала над всем и вся, над природой. Даже трезубец Нептуна в его руке воспринимается как сила, которая наиболее могущественна даже больше, чем сам грозный бог Нептун. Несмотря на то, что это пухленький кучерявый ребёночек.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Стоит ли подготовиться к выставке? Что почитать, посмотреть?
Елена Карчёва,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Мне кажется, что каждый образованный человек знает основных мифологических героев. Не знаешь, так посмотри мифологический словарь. Здесь другое. Когда человек придёт на эту выставку, надо просто внимательно вглядываться в каждое произведение. Вглядываться и сопоставлять с другим. Потому что именно на сопоставлении графического и скульптурного материала построен весь замысел выставки: от зарождения на бумаге через переработку в скульптурное воплощение.