Эйзенштейн и в самом деле сотворил историю. Поскольку прижизненное изображение бравого князя не дошло до наших дней, для боевого ордена Александра Невского, учреждённого в годы Великой Отечественной войны, использовали профиль актёра Николая Черкасова. Хотя, если честно, воином актёр был не ахти и в сценах битвы его заменил настоящий кавалерист. А борется он, кстати, с танкистом, будущим генералом…

Сталин фильм заказал. Сталин фильм и одобрил. Однако случилась неприятность: Эйзенштейн не успел отшлифовать свою картину, когда однажды на «Мосфильм» приехали люди из Кинокомитета и забрали материал. После одобрения вождя никто не рискнул хоть что-либо поменять в ленте, даже вот этот кадр с муляжом трупа лошади. Или когда с персонажа сыпется явно не снег, а песок.

Впрочем, со снегом всё куда сложнее. Ради длинных смен на натуре решили снимать Ледовое побоище летом. Роль замёрзшего Чудского озера сыграло большое поле возле Мосфильма, заасфальтированное, засыпанное солью и залитое жидким мелом и стеклом. Как назло, лето 1938 года выдалось жарким, температура доходила до 35 градусов. Так что рубиться в латах и шлемах в жарком бою и в самом деле было почти что подвигом…

Фильм Эйзенштейна оказался заложником политической ситуации. Вначале Сталин его заказал, чтобы поднять патриотический дух в преддверии войны, потом, с заключением пакта о ненападении, убрал из проката. Однако 22 июня 1941 года после правительственного заявления по радио о нападении нацистов на Советский Союз прозвучала песня из фильма:

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!