Андрей Смирнов,ведущий:
Меня поражает мраморная лестница и вот эта великая люстра, не побоюсь этого слова  — шедевр!

 Парадная лестница Юсуповского дворца, архитектор – И. А. Монигетти, год установки: 1863

Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Великолепная! Это вот то самое великолепие, которое делает Монигетти — парадный вестибюль. Но лестницу привозят из Франции. Это время  — XIX век, это период, когда ритуал бала развивается и достигает своего апогея. Лепка, сделанная во Франции в Париже, привезённая сюда и здесь помещённая на свои места, разные части света — скульптуры в нишах и прекрасная лепка, которая в ящиках на кораблях  прибывает к нам в Петербург.

Юсуповский дворец. Музыкальная гостиная, архитектор – И. А. Монигетти, создана в 60-е годы XIX века.

Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
История этих интерьеров необычайно интересна. Если мы говорим  о люстрах, то эти люстры были привезены из Франции. То есть это такой парижский уголок, потому что князь живёт  в Париже. Закончилась крымская война, Николай Борисович в Париже, он дипломат, и там в Париже заказывает проект в мастерской Руйи. Он заказывает проект переделки всего этого. Вот всё это: вот эти кессоны, лепнина на стенах, люстры, живописные вставочки —  привозится из Парижа. Причём, когда сейчас делали реставрацию  будуаров, просто видны даже надписи по французски «por la Russie» — для России.

Юсуповский дворец. Гостиная Генриха II, архитектор – И. А. Монигетти, создана в 60-е годы XIX века.

Андрей Смирнов,ведущий:
Наталья, хочу уточнить. Если в Петербурге можно было купить почти то же самое, но подороже, то в Париже всё было дёшево.
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:

Княгиня, которая одевается у Ворта — это самый модный парижский мастер, она пишет в письме матери: «такое впечатление, что я делаю предоплату. Я плачу одну четвёртую или одну третью часть того, что это стоит в Петербурге. 

Вот, например, этот камин замечательный — это тоже привезено оттуда, и люстры тоже, это французский ренессанс, который был в то время в моде. Вот это вот сделано из картон-пьера, это материал, из которого лепили. Там огромные мастерские были, которые занимались вот таким декором, а камин сам, конечно, это мраморный камин и ониксовые колонны — они любили этот камень. Вот всё сделано по моде. То есть мы в уголке Парижа  середины XIX века — уже позапрошлого.

Юсуповский дворец. Кабинет князя и библиотека, архитектор – И. А. Монигетти, создана в 60-е годы XIX века.

Андрей Смирнов,ведущий:
… и подчеркнём, что это всё аутентично, и сохранилось до наших дней с тех времён. Какие свечи были? Кода электричество во дворец пришло?
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Это конец XIX века и была своя электростанция во дворце, а до этого,  конечно, было освещение свечами. И была команда свечников — скажем так, которая занималась покупкой свечей. Свечи должны были быть высоко качества, чтобы не коптили и каждый раз люстры опускались, свечи в них заменялись, ставились, такая тоненькая ниточка  химическая между ними прокладывалась, и когда начинался скажем бал, приём, —  по главной команде весь дворец вспыхивал огнями.
Андрей Смирнов,ведущий:
Я знаю, что в этой библиотеке есть некий  тайник…
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Но мы так условно называем это тайником, потому что не сразу нашли это помещение. Когда дворец национализировали, начинаются поиски кладов, очень многие  печи разбирали. А вот это помещение — здесь были архивы. Вообще такие комнаты при библиотеках с архивами,   закрывающиеся на ключ, сейфы —  это норма. Некий сейф такой для ценных вещей. И вот здесь нашли пушкинские письма. Переписка Пушкина и Хитрово — эти письма  пришли в юсуповский архив со стороны графов Сумароковых-Элстонов, Елизавета Николаевна вышла замуж за графа Сумарокова- Эльстон. И это стало, конечно, крупнейшей находкой для русского пушкиноведения.