Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Кстати, в честь юбилея Петра I на сайте Министерства  иностранных дел России были размещены уникальные исторические документы. Эти документы раньше относились к категории государственной тайны. Но юбилей Петра — случай особый. Эти документы достали из архива, смахнули с них пыль и выложили в публичный доступ. А раньше были секретными, между прочим. А где появляется тайна, там начинается наше любопытство и наш телевизионный сериал, который так полюбили наши уважаемые телезрители. Он так и называется: «Петербургские тайны». И вот наша очередная серия. Смотрите».

«Как вы думаете, что может объединять пиратов Карибского моря, шведского шпиона, богатства Индии и остров Мадагаскар, который так полюбили дети после известного мультика? Правильно. Ответ вполне очевиден. Император Пётр I и геополитические интересы России. Но тогда, в петровскую эпоху, это была одна из самых важных государственных тайн Российской Империи.

Итак. Началось для нас всё как обычно в то время и начиналось — из Европы. Точнее, из Швеции.  Карлу XII в разгар Северной войны вдруг приходит гениальная идея. Пополнить исхудавшую в ходе военных кампаний государственную казну несметными богатствами далёкой Индии. Поэтому фраза про солдата, который омоет свои сапоги в Индийском океане, это не Жириновского. Это ещё Карл XII придумал. Ну, а что с него взять? Молодой, горячий. Он королём Швеции-то стал подростком, в 15 лет. И вот ему грезилась далёкая Индия. И он начал вести переговоры с мадагаскарскими пиратами, чтобы через них наладить перевалочную базу в Индию.

Но. Как всегда бывает в таких дерзких замыслах, сыграл свою роль человеческий фактор. В окружении шведского короля оказался шпион. Перебежчик. Негодяйский с точки зрения государственных интересов Швеции человечек. Это был датский военный моряк Экоб Вильстер. Он-то всё и рассказал Петру I. Совершил то, что сейчас называется государственной изменой. Статья 275 уголовного кодекса Российской Федерации. От 12-ти до 20-ти лет лишения свободы.

«Ага!» — воскликнул Пётр. Дерзкий мальчишка! Это он про XII. Тот был на 10 лет его моложе. Хочет Индию! Не бывать этому! И тотчас сел писать письмо мадагаскарским пиратам с одной целью: организовать на этом острове свою перевалочную военно-морскую базу. Чтобы оттуда уже идти на Индию. Остров Мадагаскар с военно-стратегической точки зрения мог стать такой Кубой петровских времён. Пираты за долю от награбленных сокровищ в Индии наверняка были бы готовы на всё. И вот, 21 декабря 1723 года под пологом строжайшей тайны с этой миссией из Ревеля вышли два 30-пушечных фрегата: «Амстердам-Галей»  и «Декрон де Ливде».

Но рок и судьба оказались сильнее воли императора Петра I. И вскоре после выхода в море на фрегатах были обнаружены сильные повреждения, они едва не потонули. Вернулись обратно. Пётр заменил команду и фрегаты и хотел вновь уже осуществить свой последний бросок на Юг. Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в стране родной? А искал он Индию. Но остановить императора Петра с его железной волей  могла только одна причина. И она его остановила. Внезапная смерть. И, умирая, Пётр хотел, но не смог что-то важное сказать. Кроме двух слов: «оставьте всё». Что это значило? Но это уже другая тайна, о которой мы обязательно расскажем в нашей программе «Пульс города».