Каждый портрет первого Императора Всероссийского — это новый образ. Но каким он был на самом деле? Ответ искал Иван Уваров.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь переходим к юбилею, который все эти дни в буквальном смысле громыхал по всей России. И особенно громыхал у нас, на берегах Невы. В Петербурге, в городе, который и создал сам юбиляр. Итак. На этой неделе исполнилось 350 лет со дня рождения Петра I. Виват, друзья!  Император, наследие которого столь велико, что, чем больше времени проходит, тем больше осознаёшь его масштабы, для современников — он был резким, вспыльчивым, порой даже жёстким человеком. Ну, например, есть свидетельства, когда в Амстердаме во время препарирования трупов в анатомическом театре Пётр I увидел на лицах людей из своего окружения брезгливость к происходящему, лично заставил каждого зубами разрывать мышечную ткань и сухожилия препарируемых тел. Вот такой вот тимбилдинг от Петра. Но в то же время этот человек и создал мир, в котором мы сейчас живём. Называется этот мир — Санкт-Петербург.

Кстати, в Главном штабе открылась прекрасная выставка детских рисунков художников изостудии Эрмитажа. Там дети изображают Петра очень интересно. А, извините за штамп, устами младенца, как и кистью младенца, глаголет истина.

Да, молодец Пётр I. Трудно поспорить. А как на самом деле выглядел основатель Российской Империи? Что мы знаем про его облик помимо того, что его рост был 204 сантиметра? И почему его настоящий образ искусно и до неузнаваемости изменяли художники, скульпторы, режиссёры и актёры? Давайте покончим раз и навсегда с этими домыслами и фантазиями. И в честь юбилея мы покажем истинное лицо Петра Первого. Без фильтров и спецэффектов. Историческое расследование на эту тему провёл Иван Уваров».

ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Можно с усами. Можно без. В 21 веке вся жизнь — сплошные фильтры. И если бы Пётр жил сегодня, он бы точно был родоначальником этой моды. Потому что у него что ни портрет, то новый фильтр. То есть образ».

Если не в зеленом кафтане, без треуголки и кудрявых волос, то точно — не Пётр. Но вот малоизвестная работа голландского художника Антония Шуньянса. Предположительно. Петр I. Со своим ставшим уже хрестоматийным взглядом.

Евгений Анисимов всю свою жизнь посвятил изучению не столько личности, сколько внешности Петра. Царь-реформатор на самом деле был не таким, каким мы его привыкли видеть. Во всем виноват художник Николай Ге, который и Петра-то никогда не видел. Потому что родился через век после его смерти.

Актер Юрий Чулков готовится к спектаклю. В котором, как мы поняли, играет Петра Великого. И вот она — магия перевоплощения, для которой ему достаточно всего лишь надеть парик.

У него не было бессонных ночей и долгих творческих мук в поисках образа императора. Всё уже создано другими актерами. От Симонова до Золотухина.

Начало самодержавия — так свою картину назвал молодой петербургский художник Илья Зорькин. Его Пётр неопытный, растерянный. Картина стала одним из экспонатов выставки «30 картин из жизни Петра Великого». И здесь, куда ни взгляни, увидишь нового Петра.

И всё, мне показалось, что я зашел в тупик в поисках изображения настоящего Петра. Но, отправляюсь в Русский музей. Здесь хранится прижизненная маска императора, глядя на которую, так и кажется, что вот он — настоящий Пётр. Заведующая сектором скульптуры государственного Русского Наталья Логдачева рассказывает, чтобы снять маску ему пришлось сбрить все волосы на голове, усы, на него одели фиксирующий колпак, привязали руки и ноги к стулу, нельзя было двигаться. Потом голову залили, и приближенные постоянно подходили и прислушивались, дышит ли Пётр.

Именно эту маску Растрелли использовал уже после смерти Петра, чтобы создать его восковую фигуру, которая хранится в Эрмитаже. Вот он — Пётр I. Такой, каким был. «Без фильтров».

Он и правда здесь как живой. Подлинный кафтан. Парик из его же волос. И тот самый взгляд, который меняется в зависимости от того, с какой стороны подойдешь к императору.

Да, взгляд. Ни на кого не похожий. Петровский взгляд. Он разный. От неуверенного и настороженного до самого грозного. И как бы это банально ни звучало. Но глаза — это зеркало души. И не важно, что это: картина, скульптура или восковая фигура. Но если ты действительно видишь эти глаза, чувствуешь силу и мощь этого взгляда, значит, это и есть тот самый Пётр. «Без фильтров».