«Янтарная комната может находиться на борту затонувшего немецкого корабля» – с такими заголовками вышли недавно российские и зарубежные информационные агентства. Сенсация или снова разочарование? Версии расследования, а также о том, как воссоздавали Янтарную комнату в Царском Селе – репортаж Наталии Бандуриной.

Сентябрь 2021 года. Холодные воды Балтики. Исследовательское судно, на котором команда профессиональных дайверов из Польши. Все максимально сосредоточены и готовы к погружению. Их главная цель – обследовать затонувшее судно, на котором, по их мнению, та самая янтарная комната, бесследно пропавшая почти 80 лет назад.

Если бы Кэмерон снимал фильм не о Титанике и бриллианте, а о немецком корабле Карлсруэ и янтаре, он бы именно так и начинался, только в отличие от американской мелодрамы, это был бы исторический детектив с лихо закрученным сюжетом.

Уже 18 сентября 1941 года немецкие войска заняли Пушкин. С этого момента нет больше музеев, школ и домов культуры – есть только места дислокации нацистов. В Александровском дворце – гестапо, в павильоне Эрмитаж – зенитчики, в Екатерининском дворце – казармы и жилье для офицеров. Все 3 года оккупации новые хозяева ведут себя как настоящие варвары, а отступая, минируют все стратегически важные объекты, включая дворец.

Таким Царское село увидели наши архитекторы и реставраторы. От дворца остался один только остов – каменный скелет, всё было или разграблено, или уничтожено. Но самой большой потерей стала знаменитая Янтарная комната, которую перед войной почему-то не стали вывозить, а просто забили фанерой и закрасили. Немцы её нашли, при отступлении вывезли в Кёнигсберг. А вот дальше следы теряются.

НАТАЛИЯ БАНДУРИНА,корреспондент:
«В этом во всем есть будто какой-то общий, замысел. Не смотря на все легенды и тайны, янтарь, это тот камень, который ищут изначально, и судьба янтарной комнаты – это тоже сплошные поиски, просто Балтика забрала то, что ей когда-то принадлежало, но это тоже всего лишь красивая версия».

РК-3 11, или сокращенно «ркашка», наше научно-исследовательское судно, которое участвует в поисковых операциях по обнаружению затонувших кораблей. Когда появилась версия, еще год назад, что янтарные панели могут находиться на дне морском, они, конечно, тоже стали искать, но безуспешно.

АНДРЕЙ СИНИЦИН,капитан корабля РК- 3 11:
«На заре нашей исследовательской деятельности мы тоже думали, что немцы вывозили всё морским путем, что мы там только не находили. Скорее всего, её вывезли сухопутным путем, а часто люди звонят и говорят: о, мы нашли там целый корабль с бутылками целыми. И вот такие байки, они очень стимулируют для распространения».

Всё, что осталось от мирового шедевра, – черно-белые фотографии и несколько камушков, которые в свое время выпали мозаики, а смотритель их бережно сохранил. Всего несколько фотографий и 5 янтарных пластин – с них началась история воссоздания комнаты длинной в 24 года.

Александр Крылов реставратор, уникальный специалист. Без преувеличения, он сейчас такой один на всю страну, а может и во всём мире, кто обладает знаниями и умениями по работе с самой масштабной в истории янтарной мозаикой. Всё время – от начала работ по воссозданию комнаты до конца – он был в команде.

АЛЕКСАНДР КРЫЛОВ,реставратор:
«Запомнился момент, когда всё закончилось. Там был такой стыковочный шов, и мне ребята сказали, ну, раз ты всё прошел, то тебе и устанавливать последний камень».

Это была не просто реставрация, это был проект, над которым трудились 3 научных института, все: от того на какую основу необходимо крепить камень, из какой породы дерева должны быть деревянные конструкции (дуб, к слову, имеет свойство расширяться, значит, камень будет выпадать) – всё это рассчитывали с помощью математических формул, только потом приступали к работе.

АЛЕКСАНДР КРЫЛОВ,реставратор:
«Мы обратились специально, чтобы нам рассчитали, насколько янтарь выходил в ширину и потом, когда мы сравнили с теми камнями, которые остались, то все совпало вплоть до миллиметра».

Всего реставраторами пришлось переработать 6 тонн янтаря, в итоге на этих стенах остались 1200 кг отборного солнечного камня, ширина пластин, из которых и состоит мозаика всего 5 мм.

Ко дню рождения города, в его 300 летний юбилей, янтарную комнату торжественно открыли. Вот уникальные архивные кадры монтажных работ на последнем этапе. Считается, что вновь созданная комната лучше прежней, но даже спустя почти 80 лет реставраторы надеются, что когда-нибудь им посчастливится поработать с той самой, которую называли 8 чудом света.

Ее ищут под водой и в подземных бункерах. Сейчас, например, появилась информация, что янтарные панели могут находиться в затопленных катакомбах последнего коменданта Кёнигсберга – ныне Калининграда – Отто Ляша. Писатель Александр Мосякин много лет вёл свое расследование исчезновения шедевра, пришел к выводу, что если комната и существует ещё где-то, то, скорее всего, она давно разделена на части и разбросана по миру, а ее сегодняшние обладатели никогда себя не выдадут.

АЛЕКСАНДР МОСЯКИН,историк, писатель, искусствовед:
«Немецкая янтарная комната – так она проходила по документам, была передана в восточный Берлин 50-го года, и в 50-м и была передана в Американский сектор. У американцев большое количество таких памятников времён войны, они их не выдают и не отдают».

Возвращаясь к польским дайверам, то они, конечно, скорее всего, пошли по пути стопроцентно выигрышного сценария: подводные поиски, сокровища и очень много тайн. По итогу, в ящиках затопленного корабля «Карлсруэ» обнаружили вещи беженцев, которые погибли во время обстрела. Поиски янтарной комнаты продолжаются.