В гостях у программы «Утро в Петербурге» Антон Чиж, писатель.

Ксения Бобрикова,ведущая:
26 мая в Петербурге стартует XXVI международный Книжный салон. Его основной площадкой в этом году впервые станет Дворцовая площадь и помещение Главного штаба Государственного Эрмитажа. Пространство салона займёт более 3 000 квадратных метров.
Тимофей Зудин,ведущий:
Среди приглашённых к участию в деловой программе Евгений Водолазкин, Гузель Яхина, Дмитрий Быков, Александр Цыпкин, Антон Долин и многие другие. Всего более 200 ведущих писателей и деятелей культуры.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Салон будет открыт ежедневно с 11.00 до 20.00 с 26 по 29 мая. Одним из информационных партнёров этого крупнейшего культурного события выступает наш телеканал.
Тимофей Зудин,ведущий:
Среди звёздных участников салона писатель Антон Чиж – создатель цикла детективных романов о Родионе Ванзарове. 26 мая в 17.00 мастер детективного жанра представит свою новую книгу. Роман этот называется «Сомнамбула». Обещано, что он погрузит читателей в мир расследований и загадочных преступлений.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Что будет на презентации?
Антон Чиж,писатель:
Сам салон – выдающееся событие для Петербурга. Теперь мы вышли на Дворцовую площадь. Это должно было произойти ещё в прошлом году, но, к сожалению, был онлайн. А в этом году всё, наконец, должно произойти: 500 мероприятий онлайн и офлайн, самых интересных для читателей и зрителей 200 спикеров, 150 издательств, читательские аллеи. На мой взгляд, это самое настоящее умное развлечение, которого нам так не хватает. Для меня это ещё и психологическая победа над эпидемией. Мы психологически победили эпидемию уже тем, что выйдем на Дворцовую площадь и будем смотреть, изучать и знакомиться с новыми книгами. Именно для нашего Петербургского Книжного салона я приберёг премьеру второй книги из трилогии, которая называется «Машина страха». Это история о том, как началось манипулирование сознанием. Тема для нас актуальная. Все мы живём в информационном мире. Но манипулирование сознанием началось немного раньше, в конце XIX века, когда возникли первые опыты по использованию гипноза. Вокруг этого возникает детективная интрига, в которую погружается мой главный герой и выясняет, к чему приводит манипулирование сознанием. Предвестник современной ситуации, в которой мы все находимся.
Ксения Бобрикова,ведущая:
В рейтинге популярности литературных жанров у российской аудитории, оказывается, классическая литература, фантастика и детектив занимают первую строчку. Почему в нашей стране так популярны детективы, и что заставляет добропорядочных людей следить за убийством, сокрытием следов, развязкой, наказанием?
Антон Чиж,писатель:
На этот вопрос я для себя давно нашёл ответ. В детектив на самом деле убийство и раскрытие тайны – не главное. Главное победа добра над злом. Потому что, когда мы открываем детектив и в самом начале погружаемся в какие-то страшные чудовищные преступления, мы знаем внутри себя, в душе знаем, что в конце все равно добро победит, а зло будет наказано. И каждое новое поколение читателей каждый раз хочет видеть эту победу добра над злом. Пусть это будет немножко наивно, но это даёт основу психологической уверенности, что всё будет хорошо. Это очень важно.
Тимофей Зудин,ведущий:
Вы пишете про давно минувшие дни. А насколько реалистичны эти события? Советуетесь ли вы с криминалистами, экспертами, историками?
Антон Чиж,писатель:
Я советуюсь только со своим главным героем – Родионом Ванзаровым. Мы с ним собираемся перед началом новой книжки и говорим о том, чем будем удивлять читателей. Каждая новая книжка – это новый вызов. Я считаю, когда читатель отдаёт мне своё время и занимается моей книжкой, а это примерно 18 — 20 часов чтения, я несу ответственность перед ним. Я не имею права разочаровать его, чтобы он, закрывая книгу, сказал, боже мой, какая скука, зачем я это читал, никогда в жизни больше. Для меня детектив – это ещё и ответственность перед читателем.
Тимофей Зудин,ведущий:
С чего начинается работа над детективом: с поиска героя или преступления?
Антон Чиж,писатель:
С того, что я думаю, как мой герой будет выкручиваться из сложнейших ситуаций. Его надо поместить в пренеприятнейшую для него ситуацию. Чем больше герой испытывает мучений, страданий, а в конце побеждает, тем больше у читателя возникает катарсис – наслаждение после страданий.
Тимофей Зудин,ведущий:
А антигерой необходим в детективе?
Антон Чиж,писатель:
Обязательно необходим. Антигерой — это зеркало для героя, который его в конечном итоге и разбивает. Но, конечно же, в любом антигерое герой отражается как в зеркале. Это чёрная и белая половина души автора.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Все писатели отчасти футурологи. Как вы видите детективный жанр через 50 лет? Что там может появиться нового?
Антон Чиж,писатель:
На 50 лет боюсь загадывать, но, думаю, что в самое ближайшее время детектив, особенно российский детектив, который сейчас развивается очень сильно и интересно, полноценно конкурируя со всеми западными авторами, будет синтезировать в себе новые и новые виды искусства и новые веяния нашего с вами цифрового общества.