«Мне не нравится, когда видна работа художника». Это слова известного петербургского мастера Вячеслава Михайлова.

Вот такой вот парадокс – Михайлов, в юности мечтавший о красках и мольбертах больше, чем о чем-либо еще, не воспринимавший отказы приемной комиссии и раз за разом поступавший в художественную школу, – сегодня мечтает, чтобы в его полотнах видели… саму природу, а не художника Михайлова. 

«Хочу, чтобы не понятен был путь делания картин, чтобы не было ощущения краски, а была поверхность, возникающая сама по себе», – говорит заслуженный художник. И свои мечтания подкрепляет работами – эмоциональными, порывистыми, не знающими эскизов. Их Михайлов недавно передал в коллекцию Музея театрального и музыкального искусства. 

На этой выставке побывал корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Павел Богданов.

40 портретов наших выдающихся современников – от Майи Плисецкой до Михаила Боярского. Выставка Вячеслава Михайлова – словно учебник новейшей истории артистического мира России в лицах. Теперь эти работы будут в коллекции Музея театрального и музыкального искусства. Художник передал их в дар музею, с директором которого – Натальей Метелицей – он знаком уже очень давно.

Это теперь у Михайлова выставки по всему миру – от Москвы до Нью-Йорка. А ведь когда-то его не зачисляли в Ростовскую художественную школу. Когда он пришел туда в третий раз, в приемной комиссии ему выдали справку о профнепригодности с убийственной формулировкой – «ввиду полного отсутствия дарования». 

Но Михайлов не сдался, поступил в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую классика советской живописи Евсея Моисеенко. Не сломило его и преследование властей. Художника часто вызывали в КГБ для «профилактических бесед». Слишком уж непонятными были сюжеты его картин для кураторов с Литейного. Но зла он ни на кого не держит… 

Герои этих портретов – люди, которыми Вячеслав Михайлов восхищается. Со многими знаком лично. Худрук МХАТа Олег Ефремов бывал в его студии на Васильевском, великую Галину Мезенцеву он рисовал в Лондоне, а солистку балета Эйфмана Марию Абашову – совсем недавно в ее доме в Петербурге.

Гусиное перо, чернила и вода. Для того, чтобы создать эти работы, кажется, нужно так мало. Но легковесно они выглядят только внешне. Вглядевшись в эти лица, понимаешь, как Михайлов сумел проникнуть в суть каждого из своих героев. Биографию можно переписать, смысловые акценты поменять, но эти запечатленные мгновения останутся в нашей истории навсегда…