«Возрождение Шекспира!» — клич, которым даже Гекльберри Финн созывал зрителей на представление этих проходимцев — короля и герцога. Полное непотребство, которое сегодня могло бы сойти за эксперимент. Так или иначе, но сколько на сцене существует Шекспир с заглавной буквы, сколько бы не представляли его по-новому, столько же в нем ищут утраченной подлинности идей. Польский режиссер Ян Клята привез на Театральную олимпиаду свою версию «Короля Лира». Главный герой в ней — Папа Римский, который где-то в Ватикане передает власть. Сама эта трактовка заставляет пересмотреть историю полностью, от декораций до пола «дочерей». В Польше  прочтение сочли не только актуальным, но и возвращением к первоначальному звучанию проблем. Никто не может быть достаточно хорош, чтобы править другими людьми. Так по какому праву? Власть от Бога не нуждается в доказательствах, но остается пределом человеческих желаний как во времена Шекспира, так и для наших современников.

Здесь многое нуждается в пояснении с самого начала. Король Лир — в папской одежде, если и появляется на сцене, то лишь на проекции, а чаще витает в качестве бестелесного голоса над. Дочери Лира — пожилые кардиналы, приемники на папском престоле. За исключением Карделии, она все так же молода и так черства душой, что совмещает роль шута, в тиаре папессы Иоанны. На карнавальный Ватикан марширующий под YES и Бронски бит, взирает кто-то сверху. Вместе с ним мы дожидаемся, когда, обессилев от гонок власти, они попадают на земь грудой напоминающей формой свастику, цветом — звезду. 

Ян Клята, режиссер:
«Даже сегодня мы можем наблюдать мир, в котором власть происходит от Бога — все верующие католической церкви считают, что власть Папы происходит от Бога. Так, проблема, о которой писал Шекспир, становится менее абстрактной.  Человек, который назначен преемником Бога на Земле, решает передать эту власть. Потому что он начинает чувствовать, что он на грани безумия. Он стареет, он устал от власти. Все, что говорит Папа, официально считается доктриной, в которую все обязаны верить, и если он скажет что-то нездравомыслящее, все верующие будут обязаны поверить в его не совсем рациональные идеи».
Яцек Романовский, актер:
«Можно сказать, что это совпадает с классической трактовкой сюжета. История Гонерильи —  это не просто отношения дочери и отца, это желание получить власть, и главный момент в моей роли, как я это вижу — это лицемерие. С одной стороны, мой персонаж пытается быть хорошим — в кавычках, с другой стороны чувствуется огромное нетерпение к смерти, когда же этот человек умрет, отдав власть».
Бартон Беленя, актер:
«Поскольку мы говорим здесь о церкви, происходит кража доверия. Кредит доверия, которым может воспользоваться кто угодно, огромный. В частности мой герой Эдмунд. Главная его черта — это хладнокровие. И он рассматривает Ватикан в данном случае как большую фирму и делает все, чтобы подняться в этой фирме максимально высоко, то есть занять престол».
Ян Клята,режиссер:
«Здесь есть еще одна тема — это долгое умирание человека, и долгое умирание власти. Вопрос в том, что будет после того, как система рухнет, не будет ли новая система хуже предыдущей? И в нашем спектакле трон Папы пустой. И на сцене Папа не появляется, но все ведут себя так, как будто он там есть. Дело в том, что три года назад Папа в этом спектакле был. Величайший польский актер Ежи Гралек в этой роли, он практически умер на сцене. После чего мы решили, что не будем искать замену, и Папа будет присутствовать в спектакле только в виде звукозаписи, а все декорации останутся. Так послание этого спектакля несколько изменилось, но я считаю, что оно стало более глубоким. Можно сказать, что он стал более противоречивым, поскольку нет того персонажа, к которому они постоянно обращаются».
 Яцек Романовский, актер:
«Король Лир» — это еще и история о прощании, поэтому здесь каждый вспоминает о своем. Когда умирал мой отец, я думал о том, что должен достойно его проводить. Он уходил медленно, постепенно, теряя силы. Я долго ухаживал за ним и это требовало определенного терпения. Об этом тоже — о старости, об умирании — наш спектакль».
Яцек Романовский, актер:
«Мы идем за импульсом Шекспира. Тогда династия Стюартов обладала божественными признаками, а король мог лечить больных, и Папа и сегодня официально может совершать чудеса — его власть происходит от Бога, а не является результатом неких интриг. В это верит два миллиарда католиков. В спектакле изначально не заложено зло, мы пытаемся раскрыть механизмы власти, насколько это просто механические решения людей. Нас удивляет, что Король Лир ведет себя так, как он себя ведет,  но если бы Бог выбрал Трампа на роль Папы, то все было бы намного сложнее».