На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Черняк, президент Межрегиональной общественной организации развития русской традиционной игры «Федерация килы».

Тимофей Зудин,ведущий:
Научимся играть в древнерусскую игру кила, которая известна со времён ещё святого благоверного князя Александра Невского.
Людмила Ширяева,ведущая:
При помощи чего можно играть в эту игру? Есть ли у неё какие-то атрибуты?
Дмитрий Черняк,президент Межрегиональной общественной организации развития русской традиционной игры «Федерация килы»:
При помощи рук, ног, головы и самое главное – кожаного мяча, который весит полтора килограмма и сшит по археологическим новгородским образцам XIII века.
Тимофей Зудин,ведущий:
То есть подобный мяч был найден при раскопках. А на что больше всего похожа эта игра? Регби, американский футбол? То есть мяч не бросается, а цель – занести его в определённую зону?
Дмитрий Черняк,президент Межрегиональной общественной организации развития русской традиционной игры «Федерация килы»:
Всё верно, цель игры – занести мяч в зачётную зону, которая в киле называется корат. Мяч можно передавать в разных направлениях, бросать его, пинать. Но самое главное- донести его именно до города, до зачётной зоны. Тогда город будет взят, и ключевое очко будет отдано ватаге.
Людмила Ширяева,ведущая:
Сколько команд, игроков в них, и есть ли капитан?
Дмитрий Черняк,президент Межрегиональной общественной организации развития русской традиционной игры «Федерация килы»:
В классической киле играют пять на пять, есть ещё вариант семь на семь. Это две ватаги, в каждой есть лидер, который носит имя – атаман ватаги. Всё по-взрослому, но при этом с сохранением традиционных особенностей этой игры. В частности, в терминологии.
Тимофей Зудин,ведущий:
Как вы пришли к этой игре? Почему решили заняться таким экзотическим видом спорта?
Дмитрий Черняк,президент Межрегиональной общественной организации развития русской традиционной игры «Федерация килы»:
Всё просто. Это любовь к нашей традиционной культуре и родине. Она побудила меня заниматься этой игрой. Я посчитал несправедливым, что эта игра забыта и осталась на страницах истории. У меня появилось жгучее желание её возродить и преобразовать в современный формат. Поэтому началась работа со специалистами в этой области по преобразованию традиционных правил в правила, которые уже соответствуют духу времени.
Людмила Ширяева,ведущая:
Когда появилась эта игра? До Александра Невского или во времена его княжения?
Дмитрий Черняк,президент Межрегиональной общественной организации развития русской традиционной игры «Федерация килы»:
Сложно сказать, когда именно появилась игра. Дело в том, что письменные источники достаточно поздние, они относят нас к XIX веку. Самое раннее письменное упоминание – это 1862 год. Помеловский упоминал игру в автобиографическом произведении «Очерки бурсы». Он описывает свою учёбу в духовной семинарии в Санкт- Петербурге и любимую игру бурсаков килу. Но археологические находки относят нас к XIII-XIV векам. Есть мнения историков, которые относят игру возможно даже к дохристианскому периоду истории Руси.
Людмила Ширяева,ведущая:
Вы обращали внимание, какой дух просыпается во время этой игры сейчас?
Дмитрий Черняк,президент Межрегиональной общественной организации развития русской традиционной игры «Федерация килы»:
Мне иногда кажется, что действительно эта игра у нас в крови, мы с ней рождены. У людей, которые начинают играть в эту игру, просыпается какая-то древняя память, как будто бы они в эту игру играли постоянно. С уверенностью можно сказать, что эта игра – наше наследие. В игре есть такая особенность: мяч с земли нельзя поднимать руками. Его можно пнуть, навесить в воздух и там уже схватить. Ещё это контактная игра. На Руси же были популярны кулачные бои стенка на стенку, а здесь то же самое, только с добавлением мяча и определённой цели. Исторически доказано, что в республике Карелия в Кижи заонежские крестьяне с помощью килы выясняли, кто же будет рыбачить на самых лучших местах в Онежском озере.