В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Бутягин, куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа.

Марианна Дьякова,ведущая:
Сегодня четверг. А это значит, что в эфире совместный проект Государственного Эрмитажа и телеканала «Санкт-Петербург» — Эрмитаж. Говорим и показываем. Сегодня в центре внимания выставка Фотофиксация: фотографии археологических экспедиций Эрмитажа.
Михаил Спичка,ведущий:
Экспозиция открылась 29 апреля на первом этаже Главного штаба.
Марианна Дьякова,ведущая:
Фотофиксация для археологов — не праздное занятие, а неотъемлемая часть их работы?
Александр Бутягин,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Конечно, это один из важных элементов археологической фиксации. Мы зарисовываем, записываем и фотографируем то, что мы раскапываем.
Михаил Спичка,ведущий:
Подходы к археологическим раскопкам меняются со временем или они такие же традиционные, как были 50 лет назад?
Александр Бутягин,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
В чём-то да, в чём-то нет. На гравюрах XVIII века изображены тачка, лопата, кирка. Это не изменилось, но появились и намного более тонкие элементы в области изучения и фиксирования.
Марианна Дьякова,ведущая:
Что конкретно даёт фотофиксация? Находки фотографируются моментально после обнаружения?
Александр Бутягин,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Нужно подрасчистить всё вокруг, чтобы находка была заметна. Аккуратно подмести, реально шваброй и кисточками. Тогда и фотографировать.
Михаил Спичка,ведущий:
Специально для выставки была воссоздана комната древнеримской виллы Ариадны из античного города Стабии, где в 2010-2019 годах работала экспедиция Эрмитажа. Что это за комната?
Александр Бутягин,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Ещё до ковида я водил экспедиции недалеко от Помпеи, там удивительная сохранность стен. Обычно археологи найдут три камушка, и все радуются, восстанавливают первоначальный вид. А там стены сохранились на три-четыре сантиметра. На полу мозаика, её можно просто помыть, и всё готово. Очень впечатляет. Когда я увидел открытый нами участок, то подумал, может его сфотографировать так, чтобы когда-нибудь восстановить. Такую задачу я дал нашему очень хорошему фотографу Анатолию Лаврентьеву. Он неделю методически всё это фотографировал и обрабатывал. Прошло семь лет, и мы восстановили комнату так, как она выглядит. В первую секунду, посмотрев на неё, подумал: Ого, это так, как когда-то было.
Марианна Дьякова,ведущая:
Мне кажется, будущее за таким экспозиционным решением: воссоздавать какие-то объекты действительно с помощью фотофиксации. А куда ещё в последние годы отправлялись археологические экспедиции из Эрмитажа?
Александр Бутягин,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Этот список велик. В Эрмитаже проводят более 30 экспедиций в год. Задействовано множество регионов России, буквально от Ленинградской области и Северо-Запада, Центральной России до Предкавказья, района Кубани, Сибири, Крыма.
Михаил Спичка,ведущий:
А за рубежом?
Александр Бутягин,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
За границей тоже. Традиционно таким местом была Средняя Азия. Иногда продвигаемся и в Европу. Моя экспедиция в окрестности Неаполя была первой. Сейчас в Сербии работает российско-сербская экспедиция. Несколько лет работала экспедиция в Турции. Совсем недавно организовалась экспедиция в Иран.
Михаил Спичка,ведущий:
Находки, которые делает экспедиция за рубежом, там и остаются?
Александр Бутягин,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Да, и это относится не только к зарубежным экспедициям. В принципе, большинство Эрмитажных экспедиций и в России тоже оставляет свои находки в регионах. Иногда существует договор, что их можно вывозить и в Эрмитаж, но большая часть регионов хочет держать их при себе. Это мировая практика, против которой мы не то чтобы даже не возражаем, а иногда и способствуем ей. Потому что за счёт этого развиваются художественные центры и связи. А научная информация остаётся Эрмитажу, мы ею активно пользуемся и публикуем.
Марианна Дьякова,ведущая:
Будет ли продолжаться цикл таких выставок, когда будут фотофиксации с новых археологических раскопок?
Александр Бутягин,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Сейчас развивается проект, который называется «Эрмитажная археология. Экспедиции и экспозиции». В его рамках в 20-х числах пройдёт первый археологический фестиваль. Эти выставки его предваряют. Посмотрим, как всё будет развиваться. Даже когда задумывалась эта выставка, некоторые сотрудники Эрмитажа считали, что её не нужно делать, бессмысленная трата средств, будет некрасиво, неинтересно и никому не нужно. Здесь ещё важно подобрать комплекс. Например, в Средней Азии часто раскапывают стены с фресками, это будет здорово. Нужен чётко выбранный объект и правильно поставленная задача.