Сколько стоят наши персональные данные, как их продают и кто ими пользуется? Репортаж Александра Лисицына.

ЮРИЙ ЗИНЧУК,ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь переходим к теме информационной безопасности, о которой так много было сказано на этом форуме. Например, в ходе заседаний прозвучала такая цифра: 80% неизвестных входящих звонков — это либо спамеры, либо навязчивая реклама. 80%. Но нам не просто звонят. Нам звонят и обращаются конкретно к нам — по имени и отчеству. То есть кто-то дал им информацию про нас. Номер нашего телефона. Имя фамилию. Ещё какую-то информацию. О которой мы даже не догадываемся. А это значит, что нами торгуют. Не конкретно нами, а данными о нас. Нас покупают и нас продают. За сколько? Где? Как представителям этого теневого бизнеса удаётся получить всю информацию о нас? И страшно даже представить, что они ещё знают про нас? И где эта информация ещё появится? И кому она будет продана? Тему продолжит Александр Лисицын».
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Обычный будний день. Люди спешат по делам. Каждый второй на ходу с кем-то разговаривает по смартфону. Семья, друзья, работа, а, может быть, обычный спам. В 2021 году, по данным сотовых операторов, каждый петербуржец в день в среднем получает 10 рекламных звонков».

Самый большой торговый центр Петербурга. Пробежимся по разным магазинам. Покупки нас не интересуют. Просим бонусные и скидочные карты. Нужны, как правило, ФИО, дата рождения и номер мобильного телефона. А еще внимательность. Но об этом вам, конечно, никто не напомнит.

Галине Пасторовой, как и многим из нас, спам-звонки поступают по десять раз в день, если не чаще. Женщина честно признается: доверчивая. После очередного приглашения на бесплатный медицинский осмотр она перезвонила в один из медицинских центров на Васильевском острове. И вышла оттуда с набором ненужной косметики для похудания и кредитом на 70 тысяч рублей.

— Вы же спрашивали наверняка, откуда у вас этот номер. Что вам ответили?

ГАЛИНА ПАСТОРОВА,жительница Петербурга:
«Они говорят, компьютер у нас выбирает сам, набирает этот номер, а компьютер уже разговаривает. Да, но откуда они знают мое имя-отчество?»

Вернуть деньги Галине Пасторовой будет очень сложно. В суде представители клиники скорее всего скажут, что телефон женщины был в открытом доступе в интернете, а косметику она сама и купила: вот же подписанный клиенткой договор!

СЕРГЕЙ АВДУХ,юрист:
«Когда говорят, это бесплатно, надо понимать, что бесплатно ничего не бывает. Но даже если уж очень интересно сходить в какой-нибудь медицинский центр, не берите с собой паспорт! Потому что они всегда говорят: паспорт берите с собой. У меня сразу вопрос: зачем? Я когда иду в парикмахерскую подстричься, я не беру с собой паспорт!»

Базы данных попадают в чужие руки не только после оформления бонусных или скидочных карт. Вашу цифровую личность может «слить» сотрудник банка или, например, службы доставки. Дальше, находится покупатель. Та же частная стоматология или юридическая фирма. Номера, с которых звонят голосовые роботы, покупаются у цифровых АТС сотнями, а то и тысячами. Стоят 10-20 тысяч. Они не привязаны к сим-картам и полностью обезличены. Можно сколько угодно жаловаться оператору. Даже если он заблокирует назойливые звонки, рекламщики купят еще одну партию.

ДЕНИС КУСКОВ,генеральный директор информационно-аналитического агентства:
«По большому счету, небольшой стоматологической клинике заказать рекламу за миллион нет возможности. А купить рассылку за 10-20 тысяч — почему нет».
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«»Холодный обзвон» с помощью голосовой программы – это первый уровень телефонного спама. Если вам звонит настоящий оператор и много чего про вас знает, скорее всего, вы попали в элитную базу данных. И за ваши контакты заплатили неплохие деньги».

К сожалению, купить такую базу данных очень просто. Обычный мессенджер. Анонимный пользователь из первой строки поисковика.

— Здравствуйте. Я от небольшой стоматологии. Только что открылись. Нужна база данных по Петербургу.

— Вам обычные «физики» нужны? По Питеру можно собрать огромную базу на несколько миллионов.

— С возрастом бы. И другими данными.

— Есть база от ГИБДД. Там куча разной информации об автовладельцах. Стоит, правда, прилично и продается только целиком.

В этой базе 1 200 000 человек. Из них 470 тысяч с номерами телефонов. Деньги, как известно, не пахнут, но здесь все как в парфюмерном магазине. Сначала дают пробник. Нам прислали досье на 2000 петербуржцев. Адрес, номер паспорта и страхового полиса, все данные на автомобиль.

Цифровая безопасность стала одной из главных тем Петербургского экономического форума. Есть несколько мировых моделей. Китай решает этот вопрос в пользу государства, Америка – в пользу бизнеса, Европа ищет баланс.

РОМАН МАКСИМОВ,генеральный директор компании-видеохостинга:
«Европейская модель более всего отрегулирована. Там есть требования к сбору персональных данных, серьезные требования. У нас пока все проще, и мы ближе к Америке. Надо искать свой путь. Мы выберем свою модель».

Пока полагаться стоит только на себя. Иногда мошенникам и похищать-то ничего не надо, достаточно полистать наши странички в соцсетях.

АЛЕКСЕЙ ФИРШ,эксперт по кибербезопасности:
«Доходит до абсурда. Когда люди с правами фотографируются, со своими карточками, с какими-то еще дорогими вещами. Понятно, что для мошенников это как красная тряпка».

Внимательно читать мелкий шрифт, не выкладывать персональные данные в соцсети, установить на смартфон приложение для защиты от спамзвонков — необходимый минимум для любого петербуржца, живущего в цифровую эпоху. В 21 веке информация окончательно стала главной мировой валютой. С непредсказуемым курсом.