Репортаж Антона Цумана о проектах, которые определяют развитие Санкт-Петербурга.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«На этом форуме очень много говорили о том, каким сейчас должен быть современный мегаполис. Что должно быть в приоритете. Ведь понятие «город» сейчас — это не только обозначение географического положения места проживания большого количества людей.  Это, в первую очередь, наш мир. В котором мы каждый день ходим на работу. Возвращаемся домой. Ищем развлечения. Ищем возможности уюта и комфорта. И особенную актуальность этот вопрос обретает, когда речь идёт о нашем Петербурге.

Ведь многие договоры, которые подписываются на этом экономическом форуме, меняют наш город. Например, на этом форуме подписан договор с ВТБ о модернизации аэропорта «Пулково». Будет увеличена его пропускная способность с 20 млн. пассажиров в год до 35 млн. в год. А на месте бывшей промзоны в Горской планируют создать парк инноваций, морской кластер и даже музей дамбы с обзорной площадкой. Проект Широтной скоростной магистрали тоже продолжает развиваться. Еще подписано соглашение о строительстве 8-ми новых станций метро. И наше метро станет длиннее на 20 км. Это проект до 2032 года. Да, и эти решения, которые становятся результатом работы на форуме, меняют Петербург. А как они его меняют? И, самое главное, как надо менять? Итак, город в новой реальности. Каким он должен быть? Давайте рассмотрим эту тему на примере одного отдельно взятого города, который мы знаем и любим лучше всех городов мира. И имя его — Санкт-Петербург».

Один из главных тезисов форума — современный мегаполис это не просто точка на карте, это среда обитания для миллионов людей. В случае Петербурга эта цифра достигает 7 миллионов человек, считая туристов и трудовых мигрантов. Это уже не населенный пункт, а целая система из научной, транспортной, туристической инфраструктуры, где уберешь один элемент — пострадает все остальное. А точнее, экосистема, почти как в живой природе.

Вот пример, старт которому дал Петербургский форум — Западный скоростной диаметр, к которому за эти 5 лет город привык настолько, что если убрать его сейчас, город встанет в пробках. И уже официально подтверждено, новым магистралям в городе — быть. Следующий шаг — развязка ЗСД на Витебском проспекте, от которой начнется строительство новой широтной магистрали скоростного движения.

Но транспорт — лишь часть экосистемы современного мегаполиса. Сегодня главный ресурс — даже не полезные ископаемые, а идеи и смыслы. Вот пример — новый центр обработки данных центра ИТМО-хайпарк — фабрики, где и будут формироваться эти идеи, создаваться высокотехнологичные проекты. Своего рода Силиконовая долина на берегах Невы.

Аналогично в Пушкинском районе должен появиться технологический кластер «Невская дельта», рядом с кампусом Санкт-Петербургского университета, создав наш «Петербургский Стенфорд». Соответствующее соглашение уже подписано. И это уже тренд — мегаполис 21 века просто невозможен без научно-технологического кластера.

Но любое вмешательство в экосистему города может быть опасным. Чего стоит недавняя инициатива перенести Большой Порт за пределы города. Читай, лишить Петербург завещанной ему Петром I одной из градообразующих функций — быть портовым городом. Или сделать пассажирский порт «Морской фасад» грузопассажирским, что многие эксперты уже назвали опасной идеей, учитывая статус Петербурга как туристической столицы страны.

Еще один пример — культурный центр, в здании бывшего Центрального конструкторского бюро машиностроения. Который хоть и сохранил профиль креативного пространства, не достиг заявленных 5 лет назад масштабов. Именно поэтому к любым новым проектам, в особенности, в индустриальных мегаполисах, по мнению участников, форума нужно подходить осторожно и взвешенно.

Вот пример того, как культурные стартапы развиваются в соседней Финляндии. Проект «Дизайн-дистрикт» — целый район Хельсинки, посвящённый дизайну, который за время его существования превратился не просто в площадку для развития стартапов,  а в полноценную туристическую достопримечательность, которая приносит миллионы долларов ежегодно.

Да, Петербург уже давно задает моду на креативные пространства в России: «Новая Голландия», «Севкабель», пространство Карповки. И это отражение мировой практики — город не строят, город создают как произведение искусства. Правда, творчество, как уверяют эксперты, лишь один из векторов, невозможных без серьезного экономического и урбанистического анализа.

И один из факторов такого развития — частные музеи. Пример — петербургский «Музей советских игровых автоматов», который за 8 лет благодаря сарафанному радио стал одним из самых посещаемых негосударственных музеев города. Но на вопрос, что главнее: идея или трезвый расчёт, директор Игорь Ковалевский отвечает — идея в этой сфере все же главнее.

То есть уже многократно подтверждено, что в развитии экосистемы города невозможно мыслить старыми категориями. Например, рамками заложенного еще с советских времен административного деления, когда город — Санкт-Петербург, область — Ленинградская, и развиваются они независимо друг от друга. И это каждый день ощущают на себе жители районов Кудрово и Мурино. Их так и называют, «человейники» с минимумом необходимой инфраструктуры. Результат законодательных пробелов. Ситуация от которой нужно уходить.

И вот один из примеров современного подхода — пример развития одного из районов города, Кронштадта. Ещё четверть века назад закрытый город, сегодня — уникальное сочетание природы, моря, пляжей и исторических объектов. Например, масштабный проект «Остров фортов» уже привлёк инвестиции и бизнеса, и государства.

По итогам можно сделать окончательный вывод: современный мегаполис развивается независимо от политики, идеологии, международных отношений. Главный фактор — комфорт и безопасность его жителей, та самая экосистема, без которой жизнь не возможна ни в городе, ни за его пределами.