О пернатых, живущих в Северной столице, и их отношениях с людьми – репортаж Ивана Уварова.

Иван Уваров,корреспондент:
«Птицы в городе. Казалось бы, вполне привычная и даже милая картина. Но, если присмотреться, они не просто наши соседи. Птицы наблюдают за нами сверху. И им оттуда точно видно больше, чем нам с земли. Птицы живут среди нас? Нет. Это мы живем в мире птиц. И должны играть по их правилам».

Она просто шла по Невскому. Но вдруг на нее набросилась стая ворон. Увернувшись, Екатерина решила все снять на камеру телефона. Вот эти кадры. Разъяренные птицы громко кричат и атакуют других прохожих. Когтями пытаются выдрать людям волосы. В общем, все как у Хичкока.

Екатерина Надольская,житель Санкт-Петербурга:
«Внизу находился труп птички, и такое ощущение, что они просто мстили за своего сородича,  пытались отогнать людей от этого трупа».

Вороны ведут себя агрессивно в двух случаях. В сезон гнездования. Это конец весны. Птицы защищают выпавших птенцов. Либо они спасают своих сородичей из лап хищников.

Приморский район. Ястреб-тетеревятник поймал к обеду молодую ворону. Но тут же на него налетела целая стая других ворон. Это была настоящая война, в которой победили вороны.

Они всегда побеждают. Если не в физическом бою, то в интеллектуальном — уж точно. Орнитологи говорят: вороны обладают разумом пятилетнего ребенка. Своего обидчика они запоминают в лицо. Надолго. И потом начинают мстить.

Владимир Храбрый,орнитолог, старший научный сотрудник зоологического института РАН:
«Вообще, вороны это индикатор чистоты города. Если ворон много, это говорит о том, что город не очень чистый — много корма».

Вот и получается, что люди сами виноваты в том, что в городе так много ворон. Мы просто не умеем правильно утилизировать мусор. Вот они и прилетают туда, где есть еда. На наши помойки.

Орнитолог с мировым именем Владимир Храбрый все подсчитал. В Петербурге живет 300 тысяч ворон. Каждая из них съедает в сутки примерно 100 граммов. Нехитрая арифметика: за день вороны уничтожают 30 тонн мусора. А это почти 11 тысяч тонн в год. Санитары… Но с другой стороны, что мы наблюдаем практически каждый день в наших дворах.

Они прилетают сюда каждый год на протяжении полувека. Ни на кого не нападают. Только друг на друга. Чтобы отвоевать самое престижное гнездо. То, что повыше.

Вообще, в городе как-то не принято обращать внимание на прилет грачей, с грустью разводит руками кандидат биологических наук Павел Глазков. А зря. Грачи — не только предвестники наступления весны.

Павел Глазков,кандидат биологических наук, блогер:
«Как только грач садился на насиживание своих яиц, примерно через две недели наши предки начинали посевную. Потому что птицы все чувствуют. Они чувствуют, что поля открылись, есть кормовая база».

Голуби. Еще одни наши постоянные соседи. Казалось бы, милая картина: бабушка кормит голубей. Но за этим кроется грубейшая экологическая ошибка. Мы собственными руками нарушаем законы природы. Специалисты Комитета по природопользованию просят нас с вами «не нарушать конкуренцию и естественный отбор».  Ведь мы помним, что чем больше еды, тем больше птиц. Как следствие – различных инфекций.

— А какие инфекции переносят голуби, например?

Николай Ахматович,начальник отдела по охране и регулированию использования объектов животного мира Комитета по природопользованию:
«Это орнитоз, псевдотуберкулез и птичий туберкулез, сальмонеллез и еще ряд заболеваний, которые могут передаваться от диких животных к человеку».

От этих заболеваний гибнут и сами птицы. Вот статистика: около ста голубей Петербурга каждый день падают и лежат под нашими ногами.

Петербург — это не только сизые голуби, серые вороны, привычные нашему взору воробьи или синицы. В период миграции над городом пролетают 200 видов птиц. И каждую из них мы можем увидеть. Орнитологи-любители даже организовали целый клуб по наблюдению за редкими видами. Себя они называют бердвотчеры. С английского дословно — наблюдение за птицами. Результаты таких прогулок заносят в специальное мобильное приложение. Марат — начинающий бердвотчер. Пока разглядел только 130 видов.

Марат Магомедов,бердвотчер:
«У нас в России есть так называемый «Клуб 300». Туда входят люди, которые видели 300 видов птиц. И это уже нормальный уровень».

Да, их можно бояться, любить или не замечать. Но точно совершенно бесполезно пытаться их выгнать с территории, которую мы считаем своей. Для справки: численность голубей и ворон в Ленинграде практически равна их численности в Петербурге. А это значит, что мы не можем стать их хозяевами. Мы должны быть добрыми соседями. И помнить: это не они живут среди нас. Это мы живем в их царстве. На птичьих правах. И главный наш долг перед этим миром — не нарушать их правила, не мешать и главное — не подкармливать.