Главная сцена БДТ закрыта на ремонт через несколько лет после масштабной реставрации. Как такое могло произойти? И к каким последствиям для культуры Петербурга это приведет? Репортаж Антона Цумана.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Но начинаем мы с самого большого разочарования этой недели.  Итак. БДТ – один из символов культурного Петербурга – закрывается до конца года. Все. Антракт. Спектакли продолжатся на других площадках. Главную сцену петербургские театралы не увидят еще месяцев 9. На днях руководство БДТ приняло решение еще раз показать масштабы бедствия, которое сейчас испытывает театр. Еще раз напомню – это следствие той халатности, а, порой, откровенного мошенничества со стороны подрядчиков, проводивших ремонт. Это печально известная кампания «Балтстрой». Некогда монополист на рынке реставрации и ремонта культурных объектов не только Петербурга, но и всего Северо-Запада. Сейчас компания признана банкротом. Многие представители руководства «Балтстроя» сейчас под арестом. Следы этих махинаций ведут, кстати, и к некоторым бывшим высокопоставленным чиновникам из Министерства культуры. Например, к замминистру культуры России Григорию Пирумову. Он, кстати, сейчас проходит по делу о хищении бюджетных средств, выделяемых на реставрацию Эрмитажа. И, конечно же, тут надо вспомнить Бориса Мазо. Это бывший директор департамента управления имуществом Министерства Культуры. Он был задержан, кстати, в Испании. Идет суд. И вроде мы можем предположить ответ на вопрос, кто виноват. Но остается без ответа главный вопрос – а что делать? Точнее, что делать, чтобы вновь не повторилась эта катастрофа? Напомню, что сейчас из-за нарушения  гидроизоляции по периметру здания и из-за грунтовых вод, которые сейчас подмывают фундамент БДТ, речь может идти об угрозе для всего здания легендарного театра. Вот какой капитальный ремонт нам сделал «Балтстрой». И в печальном списке этих объектов, которые компанией «Балтстрой» ремонтировались по принципу «один ремонт – это как два пожара»,  находится еще и Консерватория. И теперь это тоже страница в истории культуры Петербурга.   Только черная страница. Как мошенникам удавалось наживать многомиллиардные состояния на ремонте объектов культуры? Как действовала эта схема, говоря языком следователей, культурного распила бюджетных денег? И что теперь будет и с БДТ, и с Консерваторией, и с проектом второй сцены Малого драматического театра. Об этом – в репортаже Антона Цумана».

Только три самых громких случая с деятельностью недобросовестных подрядчиков в нашем городе. Реконструкция Петербургской консерватории. Строительство Новой сцены Малого драматического театра. Реставрация БДТ. Схема во многом типична — деньги освоены, работы либо проведены некачественно, либо не велись вообще. Как это произошло и к каким последствиям привело для культуры Петербурга?

Вот так масштабно БДТ открывался после 4-летнего капитального ремонта в 2014 году. Который проводился компаниями «Балтстрой» и «ТДМ». Тогда же в сцену Дмитрий Медведев торжественно забил символический серебряный пятак — по театральной традиции «на счастье». Не помогло. Уже в первые месяцы после открытия подвалы театра начало затапливать грунтовыми водами. И вот во что они превратились через 4 года. На видео зафиксировано, сколько воды скопилось в полостях фундамента здания. То есть еще чуть-чуть, и мы могли бы потерять один из символов петербургской культуры.

Рабочие будни театра. Актеры гримируются перед спектаклем, а с потолка льет вода. Шьются костюмы к постановке — в углу стоит ведро. Которое, учитывая петербургскую особенность, стоит здесь постоянно. И так в каждом помещении, расположенном под некачественно отремонтированной кровлей.

Далее по списку. Трещины по фасаду, закрепленные кое-как тяжелые акустические панели. Сегодня театр снова закрыл свои двери для зрителей. По словам директора Татьяны Архиповой, придется полностью разбирать и сцену, и инженерное оборудование.

Для справки, «Балтстрой» до 2016-го считался чуть ли не монополистом в сфере реставрации объектов культурного наследия. БДТ, Запасный дворец Эрмитажа, Воскресенский Новодевичий монастырь, реконструкция Сенной площади, Петербургская консерватория. И почти везде возникали скандалы и уголовные дела.

«Балтстрой» был частью бизнес-структур бизнесмена Дмитрия Михальченко, арестованного в 2016 году по обвинению в контрабанде. Но как считают эксперты, получение таких крупных контрактов от Министерства культуры невозможно без высокопоставленных кураторов. Что косвенно может подтверждать арест в 2019 году бывшего чиновника Минкульта Бориса Мазо, который как раз занимался вопросами строительства и реставрации.

Следственный комитет уже передал в суд дело БДТ, но, как утверждают представители театра, простым оно точно не будет.

Еще один объект — строительство новой сцены малого драматического театра. Проект стоимостью более 3 миллиардов рублей компания «Театральные декорационные мастерские» должна была реализовать еще в 2018 году. Но после срывов сроков, следствия о хищении 45 миллионов рублей, инициированном ФСБ, смены подрядчика стройка заморожена. Для справки, строительство жилого комплекса на том же участке идет ударными темпами.

А вокруг стройки не утихают суды. Выяснилось, что «ТДМ» даже не заплатила автору проекта – «Мастерской Михаила Мамошина» за проделанную работу, которая уже успела заслужить ряд архитектурных премий и дипломов.

Петербургская консерватория, где «Балтстрой» был вторым из череды подрядчиков, так и стоит пока законсервированной. На проблему неоднократно обращал внимание руководитель Мариинки Валерий Гергиев. И президент Путин уже призывал разобраться в ситуации

Но факт есть факт: первые студенты начнут учебный год в исторических стенах консерватории еще очень не скоро. И самое главное, каким же образом недобросовестным подрядчикам удается присвоить бюджетные деньги? Простая схема — завысить стоимость работ на бумаге и занизить в реальности. Разницу — в карман.

Строительный эксперт Валерий Асанов за свою практику повидал множество схем. По его словам, больше всего хищений производится на этапе приемки работ. Вот в этом, по сути, главном финансовом документе и отражаются все операции. А установить производились они или нет — в первую очередь на совести заказчика. Но даже так у подрядчика есть множество других способов обмана.

В данное время «ТДМ» проходит процедуру банкротства. «Балтстрой» уже банкрот. А новый подрядчик работ в БДТ исправляет ошибки предыдущего. Что обойдется еще в 800 миллионов рублей бюджетных денег.

Потребуется много времени и средств, чтобы ликвидировать последствия деятельности недобросовестных подрядчиков. Мы точно минимум полгода не увидим исторической сцены БДТ, консерваторию без лесов, новую сцену Малого драматического. К сожалению, это тоже страница истории нашей Петербургской культуры.