Такова общемировая тенденция — новые правила безопасности заставляют музеи по всему миру искать способы общения с живыми посетителями. Вот, ради примера, совсем недавно вновь распахнула двери Маурицхёйс — королевская художественная галерея в Гааге. В ее экспозиции крупнейшие жемчужины фламандской живописи – Вермеер и Рембрандт, Ганс Гольбейн и Франс Хальс. С помощью их шедевров галерея не без остроумия инструктирует всех тех, кто решился прийти собственной персоной: как теперь полагается себя вести, кому можно прийти, кому не стоит, как готовится к визиту, на каком расстоянии держаться друг от друга и самих картин.

Что ж, эти правила вполне подойдут и для Государственного Эрмитажа, если захотелось взглянуть на работы тех же фламандских мастеров. Правда, с маршрутом для посещения музея придется определиться заранее. Навигатор здесь не поможет, возможные маршруты Эрмитаж разработал сам. Мы же позволили себе расставить на путевых картах свои акценты.

В день, когда журналистам представляли новые, безопасные маршруты для посещения Эрмитажа, в Риме объявляли победителей кинопремии Nastro d'argento — «Серебряная лента». Лучшим документальным проектом в номинации «Искусство» стал фильм про Эрмитаж.

Ирония судьбы — так свободно, как это делал актер Тони Сервилло, прогуляться по залам музея в ближайшие месяцы не получится. Эрмитаж научит своих посетителей «медленному чтению». Каждый час в музее будут находиться только две группы по 60 человек. Никто не помешает рассматривать экспонаты в деталях.

Разработано два эксклюзивных маршрута. Первый – классический, для тех, кто хочет  увидеть жемчужины западноевропейского искусства. Второй — кому интересен Зимний дворец как резиденция российских императоров.

ОЛЬГА МАХО,заведующая научно-методическим сектором научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа:
«У нас разработано огромное множество маршрутов на самые разные случаи жизни. Но такого, конечно, не было, потому что наш классический маршрут предполагает все-таки, прежде всего, логику экспозиции, чтобы посетитель попадал, где она хронологически начинается, а дальше, как она хронологически развивается. Сейчас при этих обстоятельствах, в некоторых случаях, некоторые экспозиции посетитель будет проходить в обратном порядке. В этом тоже, наверное, есть своя своеобразная прелесть».

Место разветвления маршрута — Фельдмаршальский зал. Величественный и строгий, помнящий одно из самых страшных событий в истории дворца — пожар 1837 года. Отсюда можно попасть на выставку «Русские иконы». Ее открыли за 10 дней до карантина.

К «медленному чтению» приглашает образ «Святителя Николая Можайского». По легенде, появившись чудесным знаменем в небе, он спас город от войск неприятеля. С тех пор его изображение ассоциировалось с военными победами русских войск. Кажется, что все это время он охранял и главную сокровищницу Петербурга. Еще одно разветвление маршрута – Советская лестница.

ЮЛИЯ ДЕНИСОВА,методист научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа:
«Отсюда с лестницы можно пойти по второму этажу к залам картинной галереи. Здесь такое место, откуда расходятся различные маршруты. Здесь необходим и указатель, и консультант».

Проходим залы искусства Италии, Испании, голландской живописи. В коллекции Эрмитажа хранится более двадцати картин знаменитого фламандца Ван Дейка. Вот портрет сэра Томаса Уортона в богатом костюме кавалера ордена Бани с роскошной шляпой в руках. Надменное выражение лица, эффектная поза подчеркивают его социальный статус.

Зал Снейдерса. Мастера натюрмортов и анималистических композиций. Картина «Овощная лавка». Здесь каждый овощ прорисован с необычайной точностью. Символ щедрости и плодородия фламандских земель. Изображение молодой девушки и маленького разбойника как контраст богатства и бедности.

Вдоль залов Античного мира к Древнему Египту – к конечной точке маршрута. По пути Юпитер – один из самых известных экспонатов музея. Его прообразом стала легендарная статуя Зевса в Олимпии.

Есть только два часа, для того чтобы пройти по выбранному маршруту и расставить свои акценты. Редкая возможность остаться буквально один на один с величайшим музеем мира.