андрей смирнов:&nbsp

Открытие Екатерининского института на Фонтанке – важная веха в истории женского образования! Поспособствовала этому событию супруга Павла I – императрица Мария Фёдоровна. Это было второе в России учебное заведение для девочек после Смольного института. Училище размещалось в старом одноэтажном Итальянском дворце, построенном ещё Петром I для своей дочери Анны. В начале 19 века архитектор Кваренги перестроил здание, в котором сейчас располагается филиал Российской национальной библиотеки.

Мария Фёдоровна считала, что из воспитанниц нужно готовить «добрых и полезных матерей семейств», однако сами благородные девицы понимали это по-разному. Я предлагаю вспомнить двух самых известных выпускниц Екатерининского института: Александру Россет, главную великосветскую сплетницу Петербурга, и Софью Панину, основательницу Народного дома.

Знаменитая светская красавица, фрейлина Императорского двора, «дева-роза» салонной России – Александра Россет – была завсегдатаем легендарного литературного салона Карамзиных, который находился здесь, на Гагаринской улице. Пушкин, Гоголь, Лермонтов обожали эту саркастичную интеллектуалку и посвящали ей свои произведения, а она способствовала их пиару.

В 1832 году бесприданница Александра Россет вышла замуж за дипломата, церемониймейстера Императорского двора Николая Смирнова. Влияние мадам Смирновой усилилось, а в перерывах между дворцовыми интригами она покровительствовала авторам из салона Карамзиных, включая и Лермонтова.

Интриганка Смирнова стала прототипом Минской в неоконченной повести «Штосс»: «Она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях; чёрные, длинные, чудесные волосы, оттеняли её ещё молодое, правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли».

Смирновой приписывают откровенные, подчас язвительные и не всегда достоверные воспоминания о жизни русского общества первой половины XIX века. Не удивительно, что её дружбу с Лермонтовым интерпретировали как адюльтер, хотя современные исследователи считают это вымыслом!

Полной противоположностью Александры Россет была другая выпускница Екатерининского института — графиня Софья Панина. Богатейшая женщина страны всю свою жизнь посвятила благотворительности, а также просвещению простого народа. В 1903 году по её инициативе на Лиговке был открыт Народный дом архитектора Юлия Бенуа. В здании находились театральный и спортивный залы, картинная галерея, кружки, столовая и даже обсерватория! Следуя заветам Екатерининского института – приносить пользу – графиня Панина лично руководила Народным домом и смогла собрать вокруг себя коллектив единомышленников-энтузиастов. Он был единственным местом общественной и культурной жизни для низших слоёв общества. Примеру Софьи Паниной последовали и другие меценаты, открывая Народные дома по всей России.