2019-nCoV шагает по планете. Чего в шумихе вокруг эпидемии больше: бизнеса, ажиотажа, циничного пиара или реальной угрозы? Разбирался Антон Цуман.

Последние годы Петербург было сложно представить без китайских туристов. И вот сегодняшняя картина: одинокая «Аврора». Почти никого у Медного всадника. Пустые сувенирные лавки. Да и на Дворцовой лишь редкие туристы из Китая. Некоторые в масках. Когда такое было?

Пока сложно подсчитать потери экономики Петербурга, ведь значительная часть китайского турбизнеса находится в тени. По оценкам экспертов, потери только за 2 месяца могут составить до 7 миллиардов рублей. На этой неделе власти Китая уже запретили выезд организованных туристических групп со своей стороны. А туристов из других стран настойчиво просят закончить свой вояж в Китай раньше срока.

Это видео петербурженка Анастасия Разбойникова записывала в Хайнане, курортной жемчужине Китая. А буквально несколько часов спустя туроператор объявил им «общий сбор». Два часа на то, чтобы успеть на первый же самолёт, покидающий страну. Подальше от эпидемии.

Анастасия, как и многие из тех с кем она отправилась в тур, расстроены, скорее, испорченным отдыхом, чем реальной угрозой заболеть. Но вот количество заражённых, которое увеличивается день ото дня, заставляет взглянуть на ситуацию гораздо серьёзнее.

Эти меры даже нельзя назвать очень жёсткими — они беспрецедентно жёсткие. Транспортное сообщение между регионами прервано. Уже рекордными темпами возводятся больницы для заражённых. На этих кадрах отлично видно как китайцам удаётся достичь таких темпов. А вот так врачи транспортируют тех у кого хоть малейшее подозрение на заболевание.

Китаевед и писатель Николай Вавилов прожил в этой стране 20 лет. По его словам больше стоит опасаться экономических потерь. Петербург, в прошлом году принял более миллиона китайских туристов, а в этом году может о них забыть, по меньшей мере, до лета. Не из-за самого вируса, больше из-за шумихи вокруг него.

С начала века это не первый вирус, который называли «смертью человечества». Например, 2002 год — атипичная пневмония, Китай 8437 заболевших, 813 умерших, 2003 год — птичий грипп, 649 случаев заражения, 384 смерти, 2009 год — свиной грипп, из Мексики 414 тысяч заболели, 5 тысяч умерли. И это при том, что по данным всемирной организации здравоохранения обычный сезонный грипп уносит жизни 3 миллионов человек в год.

В петербургском НИИ Гриппа как раз готовятся к очередной вспышке. А по поводу нового коронавируса специалисты осторожно говорят — бояться не стоит, но вот соблюдать меры безопасности не помешает. Новый коронавирус, который раньше циркулировал только в популяции летучих мышей, приспособился к организму человека. Некоторые СМИ обвиняют в этом любовь китайцев к экзотической кулинарии. Некоторые считают вирус заговором против Китая. А кто-то подозревает заговор фармкомпаний. И неслучайно: производство вакцин — многомиллиардный бизнес. Но с этим петербургские специалисты не согласны — создание такой вакцины трудоёмкий и затратный процесс, который займет как минимум год.

В России уже выявлены первые заболевшие. Это граждане Китая. И Петербург уже готов присоединиться к борьбе с вирусом. Точно так же, как 250 лет назад он включился в борьбу с другой болезнью. Не менее опасной.

Бронзовая медаль из коллекции Музея военной медицины была приурочена к поистине историческому событию. Когда Екатерина II одной из первых среди европейских монархов привила себе вирус оспы. Страшнейшей на то время болезни, которая 2 века спустя будет искоренена полностью.

По заявлениям специалистов, пик заражения ещё не пройден. Но всемирная организация здравоохранения уже признала эту вспышку чрезвычайной ситуацией международного значения. И хотя пока сложно сказать, чего в этой проблеме, которая достигла планетарного масштаба, больше: паники, хайпа, бизнеса, политики или реальной угрозы. Главное помнить: слухи в цифровую эпоху распространяются гораздо быстрее любого вируса.