Cмотреть прямой эфир Сейчас в эфире:
  • 08:38
  • +16°
  • доллар 71,14
  • евро 77,78

Расскажите всем, что случилось

Пожалуйста, указывайте дату, время и место события, излагайте объективные факты. Вы можете приложить к тексту видео, фотографию или документ. Если вы хотите прислать чужое видео или фото — не забудьте указать ссылку на источник. Мы будем признательны, если вы укажете достоверную контактную информацию, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить детали.

Приложите файл

Отправляя этот материал, вы соглашаетесь на передачу всех интеллектуальных прав согласно условиям.

Творчество машин — возможно ли это?

549
Поделиться:

Искусственный интеллект развивается настолько стремительно, что художественные произведения уже могут производить роботы. Отнимают ли они хлеб у художников или добавляют новые краски к огромной палитре мирового искусства? Репортаж Татьяны Баженовой.

Искусственный интеллект – машина, которая может выполнять задачи, посильные человеку: считать, анализировать, сопоставлять. А еще делать то, что недавно казалось фантастикой – сочинять музыку и писать картины.

Например, эту композицию написал алгоритм по имени «Эмили Хоувелл». Придумал его профессор музыки Калифорнийского университета. Программа анализирует тысячи введенных мелодий и сочиняет собственное произведение. Многие сошлись во мнении, что у Эмили получилось не хуже, чем у начинающего композитора.

А этот мультфильм рисуют не молодые аниматоры, а компьютерная программа. Разработали её в Имперском колледже Лондона. Нейросеть анимирует нарисованные ею же иллюстрации.

Бессмысленные комичные диалоги — вот результат работы робота-сценариста. Это документальный фильм «Солнечный источник», снятый по автоматическому сценарию. В нейросети ввели сотни диалогов из известных фильмов, на их основе машина сгенерировала новую историю. Тот же робот, который сам себя назвал Бенджамином, написал еще два сценария. А в последнем фильме стал еще и режиссером.

А вот еще один пример автоматизации творчества. Российские программисты создали алгоритм, который пишет песни в стиле Егора Летова и его коллектива «Гражданская оборона».

Компьютеры создают художественные произведения с 1970-х годов. Вообще же, человек и больше века тому назад стремился поделиться функцией творчества с техникой. Пример тому – терменвокс. Инструмент издавал звуки благодаря воздействию на электромагнитное поле. Кстати, придумал его советский изобретатель Лев Термен в 1920 году в Петрограде.

В математике, информатике, логистике искусственному интеллекту самое место. А вот в творчестве… Споры на этот счет ведут на разных уровнях. Вот и на культурном форуме панельную дискуссию посвятили теме искусства, созданного нейросетью. В рассуждениях схлестнулись музейщики, художники и ученые. Доктор наук по физиологии и теории языка Татьяна Черниговская ставит важный вопрос: роботы генерируют произведения высокого уровня, но зачем это современной цивилизации? Нужно определить, готов ли зритель воспринимать это.

Татьяна Черниговская,доктор наук по физиологии и теории языка, заведующая лабораторией когнитивных исследований СПбГУ:
«Тысячу раз я видела, проходя мимо "Танца" Матисса, вернее, слышала, как люди с незамутненным сознанием говорили: "У меня сыну четыре года, он может так же нарисовать". А это Матисс! То есть дело не в том, это искусственный интеллект или не искусственный интеллект, а дело в компетентности того, кто смотрит».

Главный вопрос — есть ли место сгенерированному произведению в музее? Тут мнения разнятся. Глава отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков уверен, что «искусственные» шедевры совсем скоро дополнят музейные коллекции. Летом главный петербургский музей, кстати, выставил произведения машин. На экспозицию свои работы привезли 14 коллективов из 10 стран мира.

Дмитрий Озерков,заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, научный руководитель магистерской программы Art&Science ИТМО:
«Самое интересное, что эти работы, созданные искусственным интеллектом, уже на рынке. Это началось в прошлом году, был большой бум. Неожиданно работы ушли за очень большие деньги — 430 тысяч долларов. Смысл в том, что это уже реальность. Это не разговоры, это уже есть».

А вот министр культуры думает иначе. Владимир Мединский не хотел бы, чтобы творения искусственного интеллекта появлялись в коллекциях российских музеев.

Владимир Мединский,министр культуры РФ:
«Я по старинке придерживаюсь убеждения, что творчество — это не технология, а творчество — это всё-таки душа. Не только симфонию, но и простенький шлягер лучше напишет человек, а не робот. Другое дело, что технологии могут ему в этом помочь».

В России основательно взялись за развитие «умных» технологий. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта – этот документ подписал в октябре Владимир Путин. По словам президента, тот, кто владеет искусственным интеллектом, владеет миром. Именно поэтому развивать эту сферу – задача, которую нужно решать не в будущем, а уже сегодня.

Пульс города. Санкт-Петербургский международный культурный форум

Культура спасет мир

Культура спасет мир

Культура и деньги, искусство и контент

Культура и деньги, искусство и контент

Александр Беглов: Прежде всего, нам необходимы инвестиции в исторический центр

Александр Беглов: Прежде всего, нам необходимы инвестиции в исторический центр

Культурный обмен. Москва и Петербург: где рождаются идеи и образы

Культурный обмен. Москва и Петербург: где рождаются идеи и образы

Главная надежда современной российской культуры

Главная надежда современной российской культуры

Творчество машин — возможно ли это?

Творчество машин — возможно ли это?

Главная проблема современной российской культуры

Главная проблема современной российской культуры

Михаил Пиотровский: Культура объясняет, что различия – это прекрасно

Михаил Пиотровский: Культура объясняет, что различия – это прекрасно

На сцене Пекинского оперного театра поставят «Евгения Онегина»

На сцене Пекинского оперного театра поставят «Евгения Онегина»

Культура и криминал. Громкие дела последних лет

Культура и криминал. Громкие дела последних лет

«Все, что в вечности пригодится – все не умеем». Петр Мамонов о стране, культуре и желаниях

«Все, что в вечности пригодится – все не умеем». Петр Мамонов о стране, культуре и желаниях

Потоп в Венеции. Как город переживает непогоду

Потоп в Венеции. Как город переживает непогоду

Кино и песни Ленинграда. Конец навигации

Кино и песни Ленинграда. Конец навигации

Реклама

Обсуждение