О работе комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга – репортаж Натальи Бандуриной.

Наталья Бандурина,корреспондент:
«МЧС предупреждает – затворы КЗС на судопропускных сооружениях С1, и С2 и шести водопропускных сооружений закрыты. «Движение пассажирских и грузовых судов по Кронштадтскому корабельному фарватеру остановлено». Вот чисто петербургское сообщение. Дамбу закрыли. Что это значит? Главное, что не будет наводнения. Но мы настолько к этому привыкли, не предаем этому особого значения, забыто то время, когда в городе правила стихия, а ведь именно благодаря дамбе предотвратили как минимум 17 серьезных наводнений».

Компьютер и монитор на стене, на него можно вывести картинку почти с любой точки дамбы. С помощью джойстика увеличить изображение, как в игре. Это и есть пульт управления судопропускных сооружений С2 – он рассчитан на прохождение небольших судов типа «река – море».

Всего один клик мышки, и затвор весом 2,5 тысячи тонн с глубины 18 метров поднимается всего за полчаса – над водой оказывается 4 метра конструкции. Все, он готов отбивать волну.

Борис Каменев,ведущий инженер-электрик КЗС:
«10 лет сижу и нештатных ситуаций не было. Единственное – человеческий фактор, водители катеров и плавсредств пытаются проскочить, когда затвор открывается».

Сегодня это просто испытания, благо Финский даже не штормит, а солнце такое, как летом, но нельзя расслабляться и доверять Балтике, особенно в сентябре – самые напряженные сводки от гидрометцентра начинаются именно в это время.

Наталья Бандурина,корреспондент:
«Сводки – дело хорошее, а невский измерительный гидропост никто не отменял. С 1878 года это самый точный измерительный прибор петербургского наводнения, находится на спуске набережной возле горного института. Вторая такая шкала показывает средний уровень Балтийского моря, и находится она в Кронштадте. Невский ординар на 11 см выше балтийского, если вода поднимается выше отметки 160 см, объявляется режим чрезвычайной ситуации».

Петербург пережил 2 самых страшных и разрушительных наводнения, с разницей в 100 лет. Память о первом 1824 года, будет навсегда жить благодаря Пушкину и его поэме «Медный всадник», о втором – 1924-го года, ленинградская кинохроника даже успела записать очевидцев.

В картине «Иван Павлов», снятой на нашем Ленфильме, очень хорошо показано, как это было. Нева тогда поднялась на 4 метра, людей, деревянные дома уносило прямо в Финский залив. Если бы волна была выше, такой прогноз погоды для Петербурга был бы последним.

Наталья Бандурина,корреспондент:
«В Северной Атлантике холодные потоки воздуха сталкиваются с теплыми, тем самым образуя мощный циклон. Как следствие, уровень воды повышается — появляется мощная многокилометровая волна, если ветер дует в направлении Балтики, она со скоростью 100 км. в час движется в сторону Невской губы. Высота такой волны может достигать 5 с половиной метров».

В этом случае под водой может оказаться примерно 200 квадратных километров площади города – весь Васильевский остров, Петроградская сторона, Приморский район, Московский район, Кировский. Затопленными окажутся Эрмитаж, Исаакиевский собор, Летний сад.

В веке 19-м не было такой техники, чтобы строить в море, потом помешала война. Только в 1979 началась «стройка века». На защитные сооружения Ленинграда трудились 51 конструкторское бюро. Почти 8 тысяч специалистов. Больше 20 млн. тонн грунта потребовалось для укрепления дна и 11-ти насыпей, которые соединили Петербург с островом Котлин. Комсомольцы со всей страны приезжали к нам.

Но при очевидной необходимости дамбы, вокруг нее разгорались настоящие страсти. Академик Дмитрий Лихачев, например, был ярым противником защитных сооружений. Считал строительство настоящим экологическим преступлением.

До сих пор спорят о том, как дамба беспардонно вмешалась в жизнь всей экосистемы Невской губы. Есть мнение, что именно из-за нее сильно обмелели берега Курортного района.

Боялись, исчезнет наша корюшка, но с помощью водопропускных сооружений вода из Финского залива беспрепятственно попадает в Невскую губу, а значит и рыба. Вся конструкция состоит из двух мостов и водопропускных проемов, в них затворы, которые опускаются в случае угрозы нагонной волны.

Наталья Бандурина,корреспондент:
«Вот этот самый затвор, обычно все это пространство заполнено водой, но сейчас его осушили, для того, чтобы провести ремонт, и есть уникальная возможность походить по дну Финского залива».

Есть сторонники и противники дамбы, а есть факты. Вплоть до 2011 года, когда защитные сооружения полностью достроили, в городе было 308 наводнений. То есть не было ни одного года без потопа. От 309-го по счету дамба спасла уже в первый год работы. Не пустила в наш город незваных гостей – циклонов по имени «Патрик» и «Квирен». Если бы они вошли, ущерб городскому хозяйству составил бы 25 млрд рублей. Безопасность города – главная задача дамбы. Ну а еще это просто красиво, как в песне.