Каким образом на крышах образуется наледь, почему борьба с ней часто приводит к нежелательным последствиям и как подобные проблемы решают на Западе — репортаж Антона Цумана.

Вот такая атмосферная, завораживающая картина зимних Петербургских крыш открывается с высоты птичьего полета. Классический парадный вид нашего города. Но за этим блеском скрывается острейшая жилищно-коммунальная проблема.

Антон Цуман, корреспондент: «Вот этот кусок водосточной трубы сбросили с высоты 4 этажа, чтобы он никому не упал на голову. При следующей оттепели всё потечет по фасаду».

Вот эти кадры облетели уже весь российский интернет. Коммунальщики разводят руками: если не сбить намеренно, упадут сами и трагедии не избежать. Крыши стали полем боя с наледью ещё тяжелой зимой 2011-го. И тогда, как и сейчас, стало ясно, насколько хрупкая материя — наши петербургские кровли.

Антон Цуман, корреспондент: «Вот лист кровельного железа толщиной полмиллиметра, а это ломик, которым иногда, как можно заметить, сбивают снег с кровель. Посмотрим, что будет если вместо льда удар придется по металлу».

Ещё не пришла весна, а в Жилищном комитете уже под двести заявлений о протечках. Впрочем, касательно причин, версии сотрудники комитета озвучивают разные.

Сергей Шарлаев, заместитель председателя Жилищного комитета: «На позапрошлой неделе у нас были морозы 10-15 градусов. Когда человек при такой температуре выходит на кровлю, расходятся фальцы, соответственно образуется протечка».

Фальцы — стыки кровельных листов, или, на языке мастеров, картин. И в попытках разобраться, а почему же они расходятся, мы отправились в мастерскую к опытным кровельщикам.

Сергей Сатюков, кровельщик: «Это стоячий фалец. В принципе, его хватит. Всё зависит от угла уклона крыши. Не хватает, когда крыша пологая, его мало».

Вот одна из причин, почему расходятся фальцы: там, где должен быть двойной, из экономии положили одинарный. Который можно разъединить руками.

Вот зимние фотографии Петербурга начала прошлого века. Видно, что на крышах лежит снег, но почти нет сосулек. Разгадка в том, что раньше дома топились печами и каминами, а с приходом центрального отопления стали появляться сосульки и вот почему.

Лишнее тепло на чердаке подогревает кровлю. Снег на кровле подтаивает и талая вода стекает вниз, к водостоку. Там она замерзает, лед забивает водосток. И следующие порции талой воды, переливаясь через край крыши, превращаются в сосульки. Которые, со временем, становятся больше и больше.

Чердак одного из домов на Чкаловском проспекте, по словам председателя совета жильцов Виктора Прусакова, яркий пример того, как делать не следует. Вентиляционные продухи закрыты, верхний розлив температурой 50 градусов изолирован из рук вон плохо.

Ещё раз подчеркиваем: чердак — не просто помещение под крышей, а важнейший инструмент терморегуляции здания. И каждая, казалось бы, малозначительная деталь выполняет свою функцию.

Вот для сравнения улицы городов соседней Финляндии. В Хельсинки даже на старинных домах ни единой сосульки. Хотя климат почти такой же. Просто на чердаках — хорошая теплоизоляция, а карнизы дополнительно подогреваются электрокабелем. В Санкт-Петербургском архитектурно-строительном институте давно работают над проблемой наледи, но признают: не все решения подходят. Пробовали даже перейти на глиняную черепицу — не прижилась.

А вот теплоизоляция чердака — признана лучшим способом избавить кровлю от сосулек. По программе капитального ремонта по технологии «холодный чердак» отремонтировали 4 тысячи крыш, включая этот дом по улице Пугачёва под управлением ЖКС №2 Красногвардейского района.

В этом и есть принцип холодного чердака — изоляция всего. Пола — керамзитом. Вентканалы и канализация — фольгой и пеноматериалом.

А замерзшие водостоки можно отогревать. В руках Петербургского изобретателя Анатолия Рыбкина прибор для превращения водосточной трубы в подобие микроволновой печки.

Один из таких приборов греет второй водосток здания Комитета по строительству. Отправляемся с изобретателем на проверку. Контрольный образец, как видим, полон льда.

Одним словом, способов борьбы с наледью много. Есть дорогие и дешевые. Есть простые, есть трудоемкие. Но прямо сейчас нужно выбрать оптимальный и сосредоточиться на нем. Это нужно делать уже сейчас, чтобы следующей зимой снова не расплачиваться за бездействие.