Редевелопмент — новая жизнь промзоны — сегодня в тренде. В бывшем газгольдере может разместиться самый большой планетарий в мире. В отжившей своё обувной фабрике — театральная площадка для современного перформативного искусства. А на развалинах бумаго-прядильной мануфактуры — креативное пространство. Но иногда фабрика остаётся сама собой.

В 30 километрах от финского города Коувола есть дерево-обрабатывающее производство «Верла», которое вошло в семёрку музейных объектов Финляндии, охраняемых ЮНЕСКО.

Вилле Майюри,директор фабрики-музея Верла
Первая мысль о создании музея на базе этого завода появилась ещё тогда, когда этот завод работал. Поскольку этот завод не модернизировался и здесь сохранились станки и оборудование прежних лет, которых уже практически не было на более современных заводах. Очень много людей интересуются историей техники, и они своими глазами хотят увидеть инженерные решения того времени.

Сегодня любопытно рассматривать эти чугунные и стальные механизмы и представлять себе, как в середине 20 века рабочие ворчали на устаревшее оборудование, на котором они могли выдать в год всего 2000 тонн картона — суточную норму современного бумажного комбината. Ручное производство было тяжёлым — потаскайте 20-ти килограммовые кипы картона, и опасным — чуть зазеваешься — и вот эта коварная машина, обтёсывающая брёвна, может обтесать и палец. На деревенских танцах девчонки легко определяли парней из «Верлы» — у них пальцы были одной длины.

Но похоже, рабочие любили свою маленькую фабрику, как Мария Мацен, которая, стоя у этого окна, больше полувека сортировала картон Ей не за чем было уходить, ведь за месяц она получала больше, чем работница любой соседней фермы за год. И к тому же, владелец фабрики был настоящим реформатором: он оплачивал лечение рабочих, для стариков создал пенсионный фонд, а для детей — школу. И закрылась фабрика лишь после того, как последние труженики достигли пенсионного возраста или нашли более высокооплачиваемую работу.

Уже почти полвека сюда приходят как в музей, но пройдя по бывшим цехам кажется, что сегодня просто выходной день, завтра придут работники, запустят механизмы, и картон из «Верлы» отправится в разные страны мира.