«И это в родимой глуши что-то коснулось души», — поет Николай Гнатюк в известной песне «Малиновый звон». Однако звон этот родом вовсе не из нашей глуши, а из центра Европы. Есть во Фламандском регионе Бельгии город Мехелен. Он же по-французски Малин. Еще в XVII веке завоевал статус европейского центра колокольной,  или карильонной музыки и литья.

А чуть позже «звон Мехелена» коснулся и души Петра I. Сегодня те традиции в нашем городе продолжает белобородый бельгиец Йо Хаазен. Его выступление открыло карильонный фестиваль «Музыка над городом». Малиновым звоном совсем не на заре наслаждался Вячеслав Резаков.

Под сводом свинцового неба мечутся ноты, выпеваемые языками полусотни колоколов. Вечер дождливого дня перестает быть томным. И так будет всю неделю. «Музыка над городом» — карильонный фестиваль проходит уже в 17-й раз. Опытные любители жанра и застигнутые музыкой туристы собрались под колокольней: послушать образцы жанра, который можно назвать исторически первым общедоступным в музыке. Если, конечно, вести речь о профессиональном исполнении. Это сегодня на улицы выходят целые театры – концерты, балеты и оперы – всем. А когда-то всем городом музыку слушали так. Сегодня же примечательно, что вот так можно слушать Шумана, Шуберта и Тихона Хренникова.

Понятно, что сыграть можно все. Сегодня вообще все можно. Другое дело, как сказал поэт, «когда в хрусталь налить навозной жижи, не станет ли хрусталь безмерно ниже?» Поэтому в малиновых звонах над Невой не разносится «Владимирский централ», «Батарейка» и «Мое сердце остановилось».

Все, без чего не обходится ни один общественный праздник. Репертуар подбирают, полагаясь на свой довольно пристрастный академический вкус, бессменный виртуоз Йозеф Виллем Хаазен и выпускники факультета искусств нашего университета. И все же, как ни крути, а карильонная музыка – часть европейской исполнительской традиции, завезенная к нам вместе с первым инструментом Петром I. Русскому уху в самом колокольном звоне слышатся эмоции противоречивого толка. В них и отзыв колокольчиков вечно мчащейся сквозь историю страны Тройки; и праздничный распев, объявляющий разгул праздничного веселья, и неизменно заставляющий мрачнеть набат.

Музыкальная традиция города. Часть его атмосферы. Конец июня – этот фестиваль, колокола. Есть и журналистская традиция ежегодного его освещения. Весной снимаем парад, осенью – первоклашек.

Традиция лета  подразумевает беседу с маэстро и подъем на колокольню, внутрь инструмента. Вкратце – это когда сначала долго лезешь, а потом быстро глохнешь. Не те кулуары, вобщем, в которые стоит прорываться. Музыку, льющуюся с небес, лучше слушать вместе со всеми. Сидя или стоя обеими ногами на общей для всех мостовой.