Хитрая штука — ассоциации, возникающие в человеческом мозгу. Какие только связи между явлениями может придумать воображение. Вот, например, в футболе, о котором сейчас все говорят. Аргентинцы приехали на чемпионат со звездным Лионелем Месси. Его имя они связывали только с победой, но что-то пока не выходит. Или наша сборная никаких хороших ассоциаций до начала мундиаля не вызывала, а теперь почти герои.

Каждое лето в Царском Селе лучшие петербургские дизайнеры также играют в «Ассоциации». Фантазировали уже на самые разные темы: «Война и мир», «Игра в Античность», в прошлом году была «Готика». Теперь модный проект отмечает 10-летие. Какими образами запомнятся юбилейные «Ассоциации», расскажет Елена Боброва.

Предгрозовое небо настраивало на нужный лад. В антураже Екатерининского парка предстали сцены из истории моды Российской империи, тон  которой задавали самодержцы, вернее их жены.

Ольга ТАРАТЫНОВА,директор ГМЗ «Царское Село»:
«Каждый из пяти модельеров выбрал себе любимую императрицу, и некие ассоциативные коллекции изготовили…»

С помощью театрального режиссера Виктора Крамера дизайнеры создали фешн-спектакли от кутюр. На площадке Лилии Киселенко развернулся настоящий дивертисмент, посвященный Екатерине Первой и Петру Великому. И в эту барочную вычурность с легкостью вписалась агрессивная современность.  

Лилия КИСЕЛЕНКО,дизайнер:
«Мне хотелось взять крой барочный, но сделать панковскую историю, потому что понятно всем, что чистый стиль невозможен, особенно когда прошло столько лет. Хотелось чуть-чуть повеселиться, пошутить».

О том, что без прошлого нет настоящего и коллекции самого именитого и опытного петербургского модельера Татьяны Парфеновой.

Татьяна ПАРФЁНОВА,модельер:
«Это модный показ. Это не реконструкция… Это может быть вдохновение, но делать надо современную одежду». 

Для Татьяны Парфёновой источником вдохновения стала Екатерина Вторая – олицетворение эпохи Просвещения. И Елизавета Петровна с ее эпохой диктатуры моды. И не надо думать, что время таких нарядов ушло. Созданные специально для царскосельского дефиле, они воплотятся в коллекциях  прет-а-порте. 

Леонид Алексеев показал парадоксальный показ мужской одежды для женщин. И хоть его наряды из современных материалов, вроде денима,  но все они отражают романтизм эпохи Александра Первого. 

Леонид АЛЕКСЕЕВ,дизайнер:
«Я хотел показать в своей работе эволюцию русского мундира от его более ранних версий, прусских, барочных, даже азиатских, уже ближе к современности. И смешать это все со спортивным стилем, потому что энергия всегда была свойственна русской военной форме». 

Янис Чамалиди не разыграл избитую карту «Николай I – солдафон», а вспомнил малоизвестный исторический факт. 

Янис ЧАМАЛИДИ,дизайнер:
«Петр искоренил все русское, убрал бороды. Екатерина делает попытки русское включить, но именно правление Николая Первого очень ярко возрождает образ северной красоты. Как Пушкин пишет: «бледнолица, черноброва, нрава кроткого такого». 

Выбор Стаса Лопаткина пал на супругу императора Александра III, Марию Федоровну, которая, как известно, приехала в Россию из Дании.

Стас ЛОПАТКИН,дизайнер:
«Мне кажется, она самая красивая из всех. И ее история больше всего окутана какими-то тайнами. Начиная с той, которую я попытался раскрыть, когда Андерсен провожал ее в Россию. Этому и посвящена была коллекция, все через сказки Андерсена». 

Стойкий оловянный солдатик, как символ Марии Федоровны, которая потеряла все, но сохранила верность традициям. Финал показа настраивал на элегический лад. Праздник моды завершился на высокой ноте.