Революция в живописи, революция в театре, революция в плакате, в фотографии и даже в стрит-арте — с каких только сторон петербургские музеи не подходили к главной теме этого года, 100-летию Октябрьской революции. Однако в Государственном Эрмитаже вспомнили ещё одну область, где также нашлось место пропаганде идеалов молодого коммунистического общества. Новая экспозиция, расположившаяся в Зимнем дворце, посвящена тому, как советский фарфор отражал дух своего времени. Дарья Патрина продолжит.

Мускулистый рабочий обнимает крестьянина — «Смычка города и деревни». Дальше образы индустриализации, освоения севера, космоса и спортивных достижений Страны Советов. Образы, которые легко читались и легко закреплялись в коллективном сознании на уровне «мемов». Фарфор неожиданно и весьма успешно стал частью большого ленинского плана монументальной пропаганды. Уже к первой годовщине Октября Государственный фарфоровый завод в Петрограде наладил производство агитационной продукции.

Татьяна Кумзерова, куратор выставки:
«В быту он не использовался. Он сразу стал предметом коллекционирования. Стоил очень дорого и был не доступен основным слоям населения… Его выставляли в витринах магазинов, на выставках, а с 1921 года он стал предметом экспорта».

Своим мощным стартом советский агитфарфор обязан Сергею Чехонину, возглавившему завод летом 1918 года. Художник круга «Мир искусства», именно он разработал шрифты и орнаменты нового фарфора, линии, которые в будущем станут визитной карточкой «советского ампира». Однако в 1922-м Чехонин создает произведения, очевидно диссонирующие с идеями пропаганды.

Анна Иванова, зав. отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа:
«Так вот Сергей Чехонин создает произведения «Ужас», «Голод», «Печаль» и «Скорбь». Сейчас трудно представить, что эти блюда участвовали в выставке «Мира искусства» в 1922 году в Аничковом дворце».

В 1928 году Чехонин покинул СССР. Но к тому времени на заводе уже сложились и школа, и традиции агитфарфора. А жизнь постоянно пополняла список возможных тем.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:
«Это целая история того, как самый нежный материал может служить грубым рассказом о том, что происходит вокруг в мире…»

И даже после того, как исчез государственный заказ на пропаганду, это направление не кануло в лету. Четыре витрины на выставке — произведения, созданные уже в XXI веке. Формально их относят к категории агитационного фарфора. Однако в отсутствие господствующей идеологии это уже просто произведения искусства. Можно ли называть агитфарфором композицию «Чечня», которая, к слову, после выставки перейдет в коллекцию Эрмитажа…