Юрий Зинчук, ведущий: «Итак, на этой неделе, мне кажется, не было более важной темы, чем 100-летие революции. Во-первых, потому что сто лет революции бывает один раз в сто лет. Во-вторых, ни один город за всю историю человеческой цивилизации, не переживал такого количества революций на протяжении одного очень короткого срока.  И это один из феноменов Петербурга. И в третьих, революция для многих – это еще и след в личной биографии. Вот, я, например, родился в год, когда отмечали 50-летие Великого Октября. Вот у меня даже медалька есть, которую давали при рождении. Вот, что на ней изображено.

То есть меня, как и многих других, родившихся в СССР, к теме революции приучали в буквальном смысле с рождения. А что значит эта тема для нас сейчас? Как она звучит в контексте современных реалий? Единоначалия коммунистической партии нет. Культа Ленина – нет. Да и страны такой СССР – тоже нет.

А что есть? А есть вопросы, на которые мы обязаны перед нашими будущими поколениями найти ответы. Их много. Но мы выбрали из них лишь три. Итак. Три вопроса к столетию Октября».

Первый и самый любимый вопрос всех идеалистов, какая была бы Россия, если бы не революция 1917. Хотя ответ очевиден – никакой. Никакой другой России быть не могло. Потому что эта революция могла произойти только в такой стране, как Россия. Её не могло не быть при тех обстоятельствах, в которых находилась тогда российская империя. И то, что власть отдали одни. А взяли другие. Это не только заслуга Ленина и его команды. Это ещё и вина, тех, кто позволил так легко эту власть забрать.

Второй вопрос, который всегда вызывает бурные споры – кто был прав тогда? Кто был палачом, а кто жертвой? Кто был более жесток и беспощаден – белые или красные? Революция это благо для России или зло? Но и тут ответ очевиден. Беспощадны были все. И белые и красные. Да и, по сути, не было ни белых, ни красных. Просто одни говорили – давайте будем жить по-новому. А другие заявляли – давайте оставим всё по старому. Первых оказалось больше. Это потом уже начались брат на брата, гражданская война, кровь и миллионы жертв красного террора. А еще позже были и Юрий Гагарин, и победа в Великой Отечественной и статус мировой державы наравне с США. И вековой юбилей тех страшных и драматических событий – это хороший повод задуматься над тем, что мы не белые и не красные. Мы – граждане одной страны. С одной историей. Из которой нельзя, как из учебника, вырвать страницы. Эти страницы нужно читать и знать. А революция – не благо и не зло. А бесценный, трагический и великий опыт, который мы должны беречь и практически использовать, когда речь идёт о поиске ответа на главный вопрос  – Кто мы и куда мы идём? То про, что еще писал Гоголь, восклицая – куда несёшься ты, тройка Русь?

А юбилеи революции мы отмечали уже не один раз и по-разному, в зависимости от эпох, через которые проходила наша страна. И поняли только одно. Юбилеи проходят. Революция остаётся.