Снимки из Северной столицы в популярной социальной сети изучил Павел Никифоров.

Павел Никифоров, корреспондент: «За один прошлый год только в одной социальной сети — Инстаграм — было опубликовано 12 миллионов фотографий, сделанных в Санкт-Петербурге. И если изучить эти 12 миллионов фотографий, кем, в какое время и в каком конкретном месте сделаны, то мы можем узнать не только по каким маршрутам в Петербурге ходят иностранные туристы, но и что прежде всего этих иностранных туристов интересует в нашем городе».

Эти цифры подсчитали студенты Университета ИТМО. Молодые ученые разработали компьютерный алгоритм, позволяющий по постам в Инстаграме найти музеи, кафе, улицы, парки, те места, которые пользуются особой популярностью у самих петербуржцев. Автор проекта Ксения Мухина. Ей еще в следующем году только предстоит защищаться, а её работу уже опубликовали в престижном международном научном журнале на английском языке.

Ксения Мухина, инженер НИИ НКТ Университета ИТМО: «Основная идея была в том, чтобы найти интересные места в городе у местных жителей и предложить их туристам. Потому что, когда кто-нибудь приезжает в город и ходит по разным местам, то обычно это очень короткий список популярных мест, которые есть во всех путеводителях».
– Все люди ходят по одним и тем же местам, все привозят одни и те же фотографии из Петербурга, и Петербург у туристов получается очень ограниченным.
– Да, в этом и проблема, мы как раз посмотрели по инстаграму, где постят туристы, а где постят местные. И оказалось, что у туристов — вот Невский проспект по прямой — и шаг вправо, шаг влево – и там они уже ничего не видят, а Санкт-Петербург большой, красивый город, там можно много чего посмотреть.

Другими словами туристы замкнулись на одном Невском проспекте, даже точней — на отрезке от Площади Восстания до Дворцовой. Конечно, всё тех же туристов можно заметить у «Авроры» или на Петропавловской крепости, но Невский у них вне конкуренции и вряд ли это их вина. Скорее беда и наша недоработка. А вот сами петербуржцы куда разнообразней. Самым популярным местом в разделе «театры и музеи» оказался Ледовый дворец. По количеству фотографий он обогнал даже Мариинский театр. А самым популярным в разделе «парки и скверы» стал Парк 300-летия.

Павел Никифоров, корреспондент: «Более популярного места на севере города, чем Парк 300-летия у петербуржцев просто нет. Такого количества фотографий, как здесь, в Приморском районе больше нигде не снимают. Карта популярных мест Санкт-Петербурга открыта и уже находится в свободном доступе. То есть, теоретически любой интурист прежде, чем приехать в наш город может изучить эту карту и в свой маршрут включить парк. А тут плиты и никакого благоустройства на пляже».

И это не камень в огород, а наглядный пример, что подобная карта, подобная программа нам может дать. С одной стороны, город и бизнес могут уделить особое внимание тем рекомендованным точкам на карте, куда поедет турист и, например, привести в порядок и облагородить популярный у петербуржцев пляж. А сами туристы выйдут, наконец, за границы Невского проспекта, куда их замкнули растиражированные брошюры и нерадивые туроператоры.

Евгений Панкевич, генеральный директор СПб ГКУ «Городское туристско-информационное бюро»: «Здесь, конечно, можно поспорить, ведь можно привести разные примеры, но наша задача сегодня развивать не только классический Петербург и классические петербургские маршруты, но так же говорить о новых направлениях, о новых популярных направлениях. Можно привести пример. Мы запускаем технологические информационные стойки, они будут до конца декабря установлены в Пулково и т.д. Речь идёт не о том, чтобы только информацию предоставлять, но и получать её — кто такой наш турист, какие у него потребности, в эти стойки будет защита программа, которая будет показывать нам статистические данные, мы сможем по этим данным предлагать конкретный контент для конкретного туриста».

Причём определенная информация и статистика по потребностям и желаниям туристов, приезжающих в Петербург уже есть. У ангелов. «Служба ангелов», как они сами себя называют — это 12 сотрудников городской мобильной службы информации. Они катаются на сигвеях по центру города с надписью «Я знаю Санкт-Петербург». Их задача объяснять туристам дорогу, подсказывать самую разную информацию и главное – рекомендовать этим туристам интересные для них места.

Екатерина Максимова, сотрудник городской мобильной информационной службы: «Ну, китайцы в основном спрашивают не про музеи, а про шопинг-центры, то есть им в основном интересны магазины, так как они ездят организовано автобусами, по одиночке они не передвигаются».
– Так, китайцы спрашивают о шопинге, а европейцы?
– Европейцы спрашивают, куда сходить на выставки, их больше культура интересует и исторические места, как Спас-на-Крови, к примеру.
– А про еду кто-нибудь узнаёт?
– Да, это в основном спрашивают русскоговорящие туристы.

Вот конкретное разделение, конкретные интересы расписанные по ролям, по нациям. И если это знание мы научимся правильно использовать, то те же китайцы, европейцы и туристы из регионов начнут приносить в бюджет города больше денег. Но, что еще важней мы сможем поднять имидж нашего города, сделать его еще популярней в мире. Александр Вишератин – куратор Ксении Мухиной, написавшей алгоритм для поиска по постам и фотографиям популярных петербургских мест. Он еще сам учится в аспирантуре и, кажется, что еще немного, и завтра эти вчерашние выпускники придут на туристический рынок с готовыми решениями.

Александр Вишератин, куратор исследования, инженер НИИ НКТ Университета ИТМО: «Для этого достаточно продолжать эти исследования в том русле, в том ключе, в котором мы их и изучаем. То есть, это было первое исследование по этой конкретной теме, по этому направлению. Сейчас мы работаем еще над двумя статьям, которые так же в той или иной мере связаны с туризмом. И дальше мы планируем еще глубже погружать в эту сферу, область и как-то расширять и углублять наши знания об этом».

И от этого глубокого научного погружения мы все только выиграем. Главное, чтобы не получилось так, как очень часто и бывает — придумали у нас, а стали использовать где-то заграницей.