Настоящая поэтическая дуэль или хулиганские стихи? В непростых вопросах современной поэзии разбиралась Евгения Альтфельд.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «"Озерки пошел – катамаран нашел! Буду погибать молодым…" Эта строчка из песни Мистера Малого, одного из первых российских рэперов в 90-е годы сразу же стала мемом. Говоря нашим языком. Современники Пушкина, возможно, сказали бы — новое слово в русской поэзии. Практически как «"Я вас любил…"».

В 90-е годы. Железный занавес упал, американская культура рэпа хлынула в страну и обрела поистине феноменальный масштаб.

За 5 дней видео битвы рэперов Оксимирона и Гнойного набрало более 16 миллионов 200 тысяч просмотров. В итоге — хулиганские стихи как одно из главных событий недели обсуждает вся страна от федеральных каналов до ведущих информагентств…

Как только видео из Петербурга набрало несколько миллионов просмотров, на него обратили внимание в Москве. Первый заместитель комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко заявил о недопустимости обсуждения в государственных СМИ материалов, содержащих ненормативную лексику, и даже предложил изменить законодательство.

Вот его цитата: «…убогий язык, законы русской разговорной речи, культуры там даже и близко не ночевали». «Интернет сегодня отражает ту убогость духовную, которая есть в нашем обществе, раз это находит такой широкий отклик».

Петербургский рэпер Стас записывает песню о развенчании надежд. Он был свидетелем той самой битвы Оксимирона и Гнойного, которая заставила обратить внимание на хип-хоп буквально каждого: от подростка до высокого чиновника. Рэперы говорят, это был самый агрессивный поединок за всю историю российских баттлов. Но воспринимать эту агрессию буквально — не стоит

– Суть не в том, что мы друг друга оскорбляем, а в том, что мы в одной команде. И должны быть вместе друг за друга.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Эти дворы на Лиговском проспекте – приют современного петербургского рэпа и здесь находится бар, в котором состоялась та самая битва, которая наделала столько шума».

Бар, скорее, патриотичный чем хулиганский. Его название 1703 – год основания города. На стенах рисунки – разводные мосты, портрет Петра Первого, флаг города и Андреевский.

И публика — почтенная. Вот, например, пожилой джентельмен в деловом костюме пришел вместе с внуком. Оба погружены в свои гаджеты. Два поколения, которые нашли общий язык.

Рэп-баттлы – этот формат не изобретение 20 века. Поэтические дуэли устраивали задолго до нас. Специалист по серебряному веку Наталья Пугачева водит экскурсии в историческое кафе «Бродячая собака», где в начале 20 века поэты читали провокационные стихи. Особо отличился Владимир Маяковский. Именно с этой сцены он прокричал строчки своего скандального произведения «Вам!». После этого «Бродячую собаку» закрыли.

Символисты и акмеисты спорили между собой. В особой книге, которая лежала при входе в подвал, записывали колкие эпиграммы. Акмеисты начала 20 века и рэперы века 21 – связь поэтических поколений прослеживается четко.

Наталья Пугачева: «А почему нет, та же независимость, то же стремление к свободе, чтобы объединиться в творчестве. Стихи нужны, они помогают жить. Всякие. Для молодежи очень важно, чтобы мы были другие. Не такие как были до нас. Ведь и здесь они тоже были другие.

Почти полтора часа настоящего шоу. Рифма, агрессия, скорость реакции.

Оксимирон. Настоящее имя Мирон Федоров. Отутюженная рубашка вместо растянутой футболки и татуировка – дата основания города на шее. За образом интеллектуального хулигана – необычная биография. Сын ленинградского физика-ядерщика и библиотекаря, жил в Англии, окончил Оксфорд, изучал средневековую литературу.

Его оппонент — Гнойный, еще один псевдоним Слава КПСС. Настоящее имя Вячеслав Машнов, известен своим агрессивным стилем и множеством конфликтов с различными сообществами.

Пока говорить о рэпе не запретили, обсуждаем нашумевшую битву с экспертом по современной культуре Владом Струковым.

Влад Струков: «Это вопрос внимания, в том числе, и государства, которое поддерживает традиционные формы культуры и не обращает внимания или даже запрещает альтернативные формы, что мне кажется странным, ведь в России столько талантов. Если мы говорим о любимом Александре Сергеевиче, то он изменил структуру русского языка, он делал недопустимые вещи с точки зрения обывателя. Наши герои ничем не отличаются от поэтов того времени. Наши герои, рэперы делают похожую революцию».

Вот так звучит Пушкин в стиле рэп. Пластмассовый век русской поэзии помнит век золотой. А тренд на поединки – не только словесные, которые, кстати, практиковал Александр Сергеевич, шагает сквозь столетия. Вот и Сергей Шнуров вызвал на баттл Владимира Познера. Шоу-мены не сошлись в оценках вышедшего интервью. Суть не меняется, разве что проигравшего теперь выбирает не пуля револьвера, а лайки в сети Интернет.