На этой неделе суд поставил точку в громком деле о лекции по йоге программиста Дмитрия Угая, которого обвиняли в незаконном миссионерстве, то есть в нарушении нового закона Яровой. Между тем, йога в Петербурге переживает настоящий бум. Сотни клубов, десятки тысяч учеников, йога-фестивали, йога-туры в Азию. Что такое йога по-петербургски и как повлияет на популярное движение суд, ставший прецедентом? Репортаж Евгении Альтфельд.

Один из сотен йога-центров. По расписанию кундалини – популярное направление так называемой ультрадуховной йоги. Такую практику без теоретическо-философской части преподавать, наверное, невозможно. Педагог – Марина Солнечная. Белые одежды и тюрбан — дань сикской религии. Марина учит, что белый цвет увеличивает ауру на 30 сантиметров и помогает познать себя.

Марина Солнечная, мастер кундалини йоги: «Мы как проводники, что через нас проходит, то мы и транслируем, то и получают ученики. Мне хотелось бы, чтобы человек уходил в глубину».

Глубина познания для каждого своя, как и своя степень устойчивости к влиянию: культур и религий. Наиль Насибулин — активист, по запросу которого в Петербурге расследовали дело о скандальной лекции по йоге Дмитрия Угая. Жена и сестра Наиля увлеклись семинарами псевдо-индийской культуры и ушли в секту. Потом открыли свою школу. Для детей.

Наиль Насибулин, активист: «Очень часто под видом йоги выступают религиозные организации, которые под видом йоги, под фасадом физических упражнений предлагают очень серьезные физические практики».

Увлечение йогой в СССР началось в 60-х годах, когда появились самиздатовские книги, а в журнале «Сельская молодежь» даже вышла статья о терапевтическом эффекте йоги индолога Анатолия Зубкова. По его сценарию в 70-х был снят фильм «Индийские йоги. Кто они?». Лента произвела настоящий фурор.

Теперь число школ йоги в Петербурге только увеличивается, преподавать берутся недавние секретари и менеджеры. Петербургское йога-меню: от фитнеса с элементами асан до серьезных духовных практик, в основе которых — прославление Кришны, говорит ученый-философ Сергей Пахомов. Он выступал экспертом на процессе по делу Дмитрия Угая.

Сергей Пахомов, кандидат философских наук: «Само понятие "религия" в йоге достаточно размыто, это Индия, это совсем не то, как в Европе. Там трудно отделить религию от какой-то психотерапевтической практики. Они могут сказать, что мантры влияют на ваше тонкое тело и в какой-то степени будут правы. Хотя с точки зрения сектоведов, они будут демонами, которые вас в ад пихают».

Петербургские педагоги по йоге стали избегать философии. Игорь Красильчук подробно показывает, как выполнять комплекс асан Сурьяна Маскара, произошедший от поклонения Сурье, индуистскому богу Солнца. Но настаивает — это лишь оздоровительная гимнастика. Об остальном – читайте дома.

Игорь Красильчук, преподаватель по йоге: «Когда люди приходят сюда, я им объясняю — мы будем заниматься физическими упражнениями».

Многие йога-центры и вовсе отказали нам в интервью, опасаясь последствий. Суд над Угаем стал прецедентом. Как и в истории дзюдо, которое запретили после расстрела основателя советской школы Василия Ощепкова. В 30-е годы «чуждый нашим идеалам» вид единоборства был запрещен, а вместо него появилось САМБО. Дзюдо возродилось относительно недавно.

Президент Федерации дзюдо Михаил Рахлин считает, что столь масштабное движение, как йога, лучше упорядочить. И речь не только о духовности. Асаны, как и любые другие физические упражнения, должны преподавать сертифицированные педагоги. Ведь в той же Америке, где каждый десятый житель занимается индийской практикой, уже появились врачи, которые специализируются на травмах от йоги.

Михаил Рахлин, президент Федерации дзюдо: «Наверное, какое-то тестирование, аттестацию, контроль. Это и деньги огромные, люди готовы огромные деньги вкладывать в том чтобы на лбу у себя написать, что они занимаются йогой».

Для россиян модное течение стало альтернативой обычной физкультуре и ориентиром на экологический образ жизни. Петербургские фестивали индийской культуры собирают десятки тысяч участников.

Как бы отнеслась к такому сама Ирина Яровая – не известно. Но петербургского йога Дмитрия Угая оправдали, не найдя в его действиях состава преступления. Выйдя из зала суда, он тут же прочел еще одну философскую лекцию журналистам, а потом возрадовался положению дел в российском обществе.

Дмитрий Угай: «Я увидел, что в России есть гражданское общество, и оно состоит из молодых людей, умных, компетентных, которые встанут на защиту закона и добра».

Громкое дело лишь добавило популярности Дмитрию Угаю, о чем говорят записи на его странице в соцсетях. Но его оппонент Наиль Ниссибулин все равно доволен – любое обсуждение полезно.
Человек всегда старался понять возможности своего духа и тела. Взять хотя бы повальное увлечение аэробикой в 80-х и ее духовного лидера в ярких лосинах Джейн Фонду. Прыжки под диско сменили мантры в белых одеждах. Главное, чтобы поиск себя не повёл по ложному пути.