В полицейских сводках Петербурга регистрируют от трех до десяти квартирных краж за сутки. Как работают воры, и как обезопасить своё жилье от посягательств, узнавала Елена Болдышева.

Юрий Зинчук, ведущий: «А теперь давайте поговорим вот о чём. Тема очень важная для каждого из нас. Закончилось лето. Эта самая горячая пора для полиции в плане активности квартирных воров. Больше всего квартирных краж совершается, естественно, летом. Люди уезжают в отпуск. Или на дачу, в деревню. И тогда начинается сезон для злоумышленников, которые делают свое черное дело, проникая в наши квартиры. Но вот лето закончилось. Можно дать статистику по количеству этого рода преступлений. Так вот если ей верить, то количество квартирных краж в этом году в Петербурге сократилось на 15 процентов. Хотя, казалось бы, экономический кризис всегда обостряет криминогенную обстановку.

Но на удивление – и к счастью – в нынешнем году этот фактор не сработал. Но это не значит, что нужно ослабить бдительность. Ни в коем случае. Любой может стать жертвой квартирных воров. Как защитить себя от них? Об этом в репортаже Елены Болдышевой».

В полицейских сводках Петербурга регистрируют от трех до десяти квартирных краж за сутки. Для большого города цифра скромная. Но тому, кто однажды увидел взломанную дверь своей квартиры, от этого не легче. Часто имущества лишаются по собственной беспечности. Воры редко идут «туда, не зная куда». У них есть сведения, где и что «плохо лежит».

Елена Болдышева, специальный корреспондент: «Проверенный способ найти "богатую" квартиру — работа "по наводке". В роли информаторов теперь выступают не "Маньки-Аблигации", а, например, домработницы, няни, доставщики пиццы, воды, мастера установки дверей или окон. Все, кто пользуется их услугами, находятся в зоне риска».

Подполковник УгРо Александр Малинка не первый год разоблачает воровские «малины». Он четко знает кто они, «джентльмены удачи» нашего времени.

Александр Малинка, начальник 5-го отдела оперативно-розыскной части №2 ГУВД по СПб и ЛО:
«Процентов восемьдесят из тех, кто совершает кражи, это выходцы из Абхазии и Грузии. Процентов двадцать наших, местных, которые по кругу ходят тюрьма – дом».

А вот «ходить на дело» современные воры предпочитают в новые районы. Там воровать легко и удобно. Соседи друг друга не знают. Консьерж в парадной с сотней квартир за всеми не уследит. Да и сверхдорогие замки профессиональных охотников за чужим добром не остановят.

Елена Болдышева, специальный корреспондент: «В квартиру проникнуть легко, имея ключ. Или хотя бы дубликат. Чтобы его изготовить, воры сначала украдут у вас оригинал. Сделают копию и вернут связку обратно. Да так, что вы даже и не заметите пропажи».

Андрей Винников, руководитель компании по производству замков и систем охраны: «Очень хороший замок с точки зрения безопасности. Остается одна проблема – это ключ. Ключ можно изготовить в любой мастерской. Даже мало-мальски подготовленный слесарь в виде ученика восьмого класса, который занимается на труде, он может взять и выпилить такой ключ».

Андрей Винников много лет производит и устанавливает замки. Он говорит, что вскрыть можно любые запоры. Правда, иногда их придется сломать.

Эту выставку вполне можно назвать музейной экспозицией. Вот раритет 1924 года. Тогда в Ленинграде работала банда «килечников». Воры вскрывали двери так же легко, как банки с килькой. Но есть замки, к которым за сто пятьдесят лет не смогли подобрать отмычку.

Такой запор поставить можно. Дверь, правда, будет весить полтонны. Но и она не защитит от грабителей. Игорь Чаплыгин в 70-х годах работал оперативником. Тогда в Ленинграде опустошили квартиру директора Ломоносовского фарфорового завода. Преступников было двое. Забрались через балкон шестого этажа.

Игорь Чаплыгин, председатель совета ветеранов Управления Уголовного розыска ГУ МВД по СПб и ЛО: «Баталин стоял наверху, на крыше, а Шпагин спускался с крыши на один балкон, ночью, потом на другой, потом на третий, и, таким образом он спустился на балкон, где была квартира Метелицы».

А вычисляли «жертву» преступники и вовсе шпионскими методами.

Игорь Чаплыгин, председатель совета ветеранов Управления Уголовного розыска ГУ МВД по СПб и ЛО: «Он как порядочный заключенный читал газеты, ходил в библиотеку. Но в газетах он выискивал информацию о богатых людях. Директора заводов, людей, которые выезжали заграницу в командировки. И он у себя все это собирал. У него была такая "подшивочка"».

Выйти на след удалось достаточно быстро.

Елена Болдышева, специальный корреспондент: «В Ленинграде существовало 44-е отделение милиции, которое входило в состав Уголовного розыска. Сотрудники работали на рынках, в комиссионках. Если им на глаза попадалась подозрительная вещь, продавца задерживали».

Считается, настоящие специалисты уголовного мира не станут тратить на вскрытие замка больше трех минут. А что, если за механической преградой вора будет ждать еще и современная система охраны?

Отдел вневедомственной охраны. В день на пульт приходят сотни сигналов. По статистике летом краж больше. На дело воры ходят группой. По два-три человека.

Владимир Косовец, командир батальона полиции ОВО по Василеостровскому району: «По приезду на квартиру нужно знать алгоритм своих действий, для того, чтобы качественно рассредоточиться, осмотреть все уязвимые места, как проникновения, так и места, через которые преступник может скрыться».

Сигнал приходит на пульт за доли секунды. В компании, где разрабатывают системы сигнализации уверяют, что остановить передачу тревоги на пульт дежурного нельзя. Сообщение приходит сразу по нескольким каналам.

Николай Звонарев, директор технического департамента компании: «Для квартиры у охранной системы основная задача — передать сигнал. На текущий момент каналы передачи очень быстрые, поэтому передача информации происходит очень быстро».

Абсолютно совершенных систем не существует, но даже если сигнализация действительно неуязвима, то «джентльмены удачи» могут украсть планшет, на котором хранятся коды безопасности. Лучше сделать для воров комбинированную «полосу препятствий», где путь к финишу закрывают и надежные замки, и электронные системы. Желательно добавить еще и «человеческий фактор» – соседей. По словам оперативников, именно они чаще всего разрушают самые хитроумные планы преступников.