На прошлой неделе Иматру потрясло тройное убийство. 23-летний киллер расстрелял главу горсовета и двух журналисток. Как тихий финский город пережил трагедию? И почему событие не скажется на турпотоке из Петербурга? Специальный репортаж Елены Болдышевой.

Выпуск новостей на финском телеканале. Рассказывают о трагедии в центре тихой Иматры. 23-летний киллер расстрелял главу горсовета и двух журналисток. Убийца – этнический финн. Уже судимый за нападение с ножом.

Саку Теаллинен, комиссар полиции г. Иматра: «Он не знал жертв. Они попались ему случайно. Ему суд избрал меру пресечения – арест. Если посчитают, что он физически здоров, то ему грозит пожизненное заключение».

К месту расстрела люди несут свечи. Приграничный городок в трауре.

Это мэрия Иматры. У входа книга памяти. Кое-где текст размыт. Слезами. За неделю до трагедии местная художница устроила в холле инсталляцию. Почти что пророческую. Из хлеба. Сакральному для многих культур образу — ржаному караваю, нашлось место на полу. Люди вынуждены перешагивать через хлеб. Композиция у нормального человека вызывает сильный внутренний протест.

Нина Ванселот, художник: «Мы смотрим новости и видим, что в мире царит эгоизм. Что у многих почти не осталось способности сопереживать, что исчезает простая человеческая сердечность и сострадание. Главные ценности, которые делают человека человеком, растаптываются».

До сих пор не ясны мотивы преступления 23-летнего убийцы. Ясно лишь, что слухи о терактах и беженцах, которые появились после трагедии, не подтвердились. Финляндия не стала опасной страной.

Борис Титерин, руководитель транспортной компании: «Вот эта трагедия, которая произошла в Иматре, она никак не отразилась на пассажиропотоке. Хотя все об этой трагедии знают. У человека там с головой не в порядке было».

Перевозчики заметили, что интерес к Финляндии снова увеличивается. Ведь после скачка курса евро и рубля поток туристов почти что иссяк. А две трети магазинов на границе закрылись.

Елена Болдышева, специальный корреспондент: «Это обычное кафе в Иматре. Половина меню здесь на английском языке, половина, по старой памяти, на русском. Чашка кофе стоит около двухсот рублей. Плюс обычное финское блюдо. Например, лосось. На наши деньги почти полторы тысячи рублей. Примерно столько это стоит и в ресторане высокой кухни в центре Петербурга».

Одежду, еду и подарки выгоднее покупать дома. Причины съездить в гости к соседям у многих совсем другие.

Наталья Кувая, руководитель туркомпании: «Приезжают в основном, за отдыхом. Наши туристы говорят, мы приезжаем из большого города, чтобы послушать тишину».

Роль хорошего торгового центра Финляндии отвели только в последние десятилетия. А ведь эта страна сотни лет славилась не дешевым средством для посуды или соленой рыбой. Исторические связи между нашими странами значительно глубже. А Иматра для Петербурга – не просто маленький приграничный город. К порогам Иматранкоски в 1772 году приезжала Екатерина II. А ее внук император Александр первый запретил здесь вырубать лес. В настоящий заповедник это место высочайшим указом превратил Николай первый.

Елена Болдышева, специальный корреспондент: «Во времена Пушкина Иматра была эдаким Куршевелем. Но особая мода на поездки к водопаду возникла после вояжа Дельвига, Анны Керн и Глинки. Кстати, великий композитор Михаил Глинка услышал местные напевы, которые легли в основу арии доброго волшебника финна из оперы "Руслан и Людмила"».

В 1908 году проложили железную дорогу. До самой революции в Финляндию приезжали тысячи туристов. В девяностых история повторилась. А на нулевые пришелся расцвет торговли. В городах с населением тысяч в двадцать человек оборот исчислялся десятками миллионов евро. Два года назад все закончилось. В мае этого года появилась информация о закрытии одного из пунктов пропуска на российско-финской границе. Пока идея осталась только на бумаге.

Марита Тойка, руководитель администрации мэра г. Иматра: «Последние годы были самые сложные. Трудно пришлось владельцам магазинов. Но теперь новости из России положительные. В этом году мы ожидаем туристов на пять процентов больше, чем в прошлом».

Сейчас в Иматре пытаются справиться с последствиями трагедии, которая произошла по вине 23-летнего киллера. В эти дни он ожидает психиатрической экспертизы в тюрьме. Его преступление останется самой черной страницей истории города, которую никогда нельзя будет вырвать. Но даже эта мрачная страница не отбросит тень на остальную книгу. И не отпугнет желающих приехать в гости к старым добрым соседям. Повлиять на многолетние отношения могут разве что новые абсурдные санкции со стороны ЕС.