Набережная реки Карповки, дом 45 Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, архитектор – Н. Н. Никонов, годы постройки: 1900 – 1902

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
20 января 1918 года был принят печально известный «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Большевики провозгласили светскую Россию. Реализация этого декрета повлекла за собой масштабную ликвидацию церквей и монастырей, а некогда памятники архитектуры были либо взорваны, либо перестроены и приспособлены под другие нужды. В Петербурге таких зданий очень много, и я предлагаю прогуляться по самым неожиданным. Кстати, Иоанновскому монастырю, где хранятся мощи Иоанна Кронштадского, повезло – при советской власти он остался целостным строением, хотя в нём и размещались разные организации: от ДОСААФ до швейного цеха.

Чкаловский проспект, дом 50 Церковь святого Алексия Человека Божьего, архитектор – Г. Д. Гримм, годы постройки: 1906 – 1911

На месте нынешнего завода «Измеритель» на Чкаловском проспекте до октябрьской революции находилось отделение Дома милосердия и при нём церковь святого Алексия Человека Божьего, построенная по проекту архитектора Генриха Гримма. В 1928 году был основан ленинградский завод «Радист» — пионер в отечественном радио- и приборостроении. Его-то и разместили в этой церкви, перестроенной в конструктивистском стиле в цех завода, однако её очертания (а особенно барабан купола) угадываются отчётливо.

Московский проспект, дом 25 Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери при подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского Пантелеймоновского монастыря, архитектор – Н. Н. Никонов, годы постройки: 1886 – 1888

Монахи Пантелеймоновского монастыря на Старом Афоне в Греции основали в 1876 году в Абхазии обитель, которая, благодаря покровительству императора Александра III, стала одной из самых известных в стране. Вскоре в Петербурге по проекту епархиального архитектора Николая Никонова началось строительство трёхэтажного подворья Ново-Афонского монастыря в московском стиле 17 века. Сооружение восьмиглавого с колокольней храма на 2500 человек на тогдашнем Забалканском проспекте велось на деньги купцов. При нём работали иконописная мастерская с лавкой, книжный магазин и популярная в городе пекарня. Храм был закрыт около 1930 года и перестроен в фабрику игрушек. Сегодня в этом здании — бизнес-центр и магазины. От бывшей церкви практически ничего не сохранилось — лишь корпус с кельями, где жили монахи.

Проспект Стачек, дом 48а Церковь святителя Николая Чудотворца и святой мученицы царицы Александры (Путиловская церковь), архитектор – В. А. Косяков, годы постройки: 1901 – 1906

Территория за Нарвской заставой считалась вотчиной русского промышленника Николая Путилова, где вдоль Петергофского шоссе стоял его знаменитый завод. Всё многотысячное фабрично-заводское население этой местности долгое время оставалось без собственного храма. В 1901 году в память о владельце завода, строителе Морского порта и Морского канала Петербурга началось возведение Путиловской церкви. Гражданский инженер Василий Косяков избрал псевдорусский стиль. Увы, храм простоял только 20 лет, и в 1925 году по проекту Александра Никольского был перестроен в стиле модного тогда конструктивизма под заводской клуб. Затем помещение занимали различные организации. А в 1945-м здание снова перестроили на этот раз в духе классицизма. В 2004 году его, всё-таки, вернули церкви.

Большая Морская улица, дом 58 Немецкая реформатская церковь, архитекторы: Г. А. Боссе, Д. И. Гримм, К. К. Рахау, годы постройки: 1862 – 1965

Дворец культуры работников связи на Мойке тоже когда-то был храмом – Немецкой реформатской церковью, построенной в 1858 году по проекту Гаральда Боссе и Давида Гримма. Декор здания архитекторы сознательно пытались согласовать с духом реформатского учения, весьма сдержанного по отношению к пластическим искусствам. Здание из красного кирпича с белыми деталями с высокой двухъярусной колокольней было выдержано в романском стиле. В 30-е годы 20 века от него ничего не осталось – псевдоготическая церковь была перестроена в конструктивистском стиле для дома культуры, сцена которого впоследствии станет родной для ленинградских рокеров