На связи с программой «Утро в Петербурге» протоиерей Евгений Горячев, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Благовещенского собора в г. Шлиссельбурге.

Людмила Ширяева,ведущая:
19 января православные люди отмечают праздник Крещения. Расскажите, пожалуйста, откуда он берёт свои истоки.
протоиерей Евгений Горячев,преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Благовещенского собора в г. Шлиссельбурге:
Официально праздник называется Богоявление. И в церковном календаре Богоявление следует сразу же за Рождеством, которое называется Боговоплощением. Слова очень похожи, но они говорят нам о разных вещах. Суть Рождества в том, что Бог становится человеком и начало этого процесса явлено в детской колыбели. Младенец Иисус ничем не отличается от любого другого человеческого ребёнка. А Богоявление или Крещение – это история о том, как достигший 30-летнего возраста Иисус демонстрирует богочеловеческий статус окружающим. Божественный статус Иисуса становится явным или явленным (отсюда и Богоявление) не только для близких родственников, но и для всего еврейского народа. Вот это и есть концентрация смысла, которая содержится в этом празднике.
Василий Киров,ведущий:
Традиция погружения в купель – есть ли в ней особый смысл?
протоиерей Евгений Горячев,преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Благовещенского собора в г. Шлиссельбурге:
У любого праздника, даже нецерковного, есть несколько содержательных измерений. Поэтому, если мы говорим о Богоявлении, то первый, самый значительный, смысл в том, что Бог становится явным. Второй смысл связан с водой, потому что Крещение или Богоявление происходило на реке Иордан в присутствии Иоанна Предтечи. Здесь ключевой субстанцией является вода как символ материальности этого мира, мира несовершенного и больного. И в эту материальную гущу Бог входит, чтобы продемонстрировать своё неравнодушие не только к человеку, но и ко всему мирозданию. То, что вода становится другой, – это символ, что однажды это произойдёт не только для воды, а для всего мироздания. Мир освятится и станет Божьим уже не на один день, а навсегда. Это значения догматические, которые не меняются, а то, о чём Вы говорите, это церковный или религиозный утилитаризм, когда массовое сознание задаётся вопросом, а что это лично для меня, что я могу в этот день получить для себя? И здесь целый набор мотиваций, который больше нас отводит в сторону фольклора. Человек, размышляя, думает о том, что он может пить эту воду, что он может кропить ей себя и своё жилище, он может принять особый душ, потому что вода в кран поступает из водоёмов освящённых, он может даже погрузиться в купель, мотивировав это тем, что он обновит своё крещение, доживёт до следующего года, не будет болеть, выздоровеет. И вот это уже плоскость фольклора. Почему? Потому что для материи, для водной стихии, освящение благо и конечный предел, а для человека это относительное благо и относительный предел, так как человек не только материален. Думать о том, что я всецело освящусь, не только телом, но и душой, погрузившись в воду, то есть совершив механический акт, это напрасное упование, потому что душа освящается не разовым механическим действием, а длительным моральным процессом.
Василий Киров,ведущий:
Правильно ли мы понимаем, что важно не окунуться в прорубь, а духовно, мысленно очиститься наедине с собой?
протоиерей Евгений Горячев,преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Благовещенского собора в г. Шлиссельбурге:
Достаточно участвовать в том, что происходит внутри церкви, потому что не вода является ключевой субстанцией, а то, что соединяется с этой водой. Ваше замечание абсолютно верно. Это длительный нравственный процесс, мучительный во многом, он называется «покаяние», но это уже другая история. А то, что люди воспринимают это фольклорно, – это демонстрация, если хотите, своей молодецкой удали. То, что в Иордане делается безболезненно, в России при двадцатиградусном морозе вызывает восхищение окружающих, но Бог на это смотрит с улыбкой, потому что к сути праздника это имеет очень отдалённое отношение.