Андрей смирнов,ведущий:

В этом году исполняется 300 лет Российской Империи. 22 октября 1721 года после завершения Северной войны Русское царство переформатировалось в Российскую Империю, а царь Пётр стал первым российским императором. Конечно, чисто географически страна превратилась в Империю не сразу. Пётр завоевал выход к Балтийскому мору, а на берегах Невы основал новую столицу государства – Санкт-Петербург. Все дальнейшие территориальные изменения происходили в последующие два столетия и фактически завершились лишь во второй половине 19 века с присоединением к Российской Империи Дальнего Востока.

Проходя по петербургскому проспекту Обуховской Обороны, нельзя не заметить вот это четырёхэтажное жёлтое здание на углу с Железнодорожной улицей. Когда-то эти земли вместе с парком имени Бабушкина принадлежали видному дворянскому роду Муравьёвых, который прославил знаменитый дипломат, первый генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, присоединивший к России без единого выстрела Приамурье, Хабаровский и Приморский края. Когда-то этот дом был главной постройкой всей усадьбы Муравьёвых, о чём до сих пор свидетельствуют вот эти старинные колонны с портиком.

Кто владеет Амуром, тот владеет Сибирью — это крылатое выражение имеет большое стратегическое значение. Его понимал и генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв, будущий Амурский. Именно по его инициативе началось освоение этой части Дальнего Востока. Разрешил ему это сделать император Николай I и строго на строго приказал, чтобы «никакого запаха пороха». Генерал-губернатор сдержал обещание, которое в итоге привело к важному Айгунскому договору с Китаем. Он был важен со стратегической, экономической, военной и политической точек зрения. А первым городом, который основал Муравьев-Амуский стал именно Благовещенск. В этом году он отмечает своё 165-летие.

Ермак, Семён Дежнёв, Поярков, Хабаров и, наконец, Николай Николаевич Муравьёв-Амурский. С этими именами связана история освоения и присоединения Восточной Сибири, Приамурья и всего Дальнего Востока в состав Российской Империи. Но безусловно имя Н.Н. Муравьёва-Амурского золотыми буквами вписано в историю этого региона. Ведь не было бы его, не было бы и Айгунского мирного договора. За свою деятельность по освоению Приамурья он даже был удостоен ордена святого благоверного князя Александра Невского.

Если мы говорим о взаимоотношениях с Китаем, без Муравьёва же не обошлось в деле с Айгунским договором? Маньчжуры ведь тоже были не особо рады тому, что Россия укрепляется на берегах Амура?

АНЖЕЛИКА ЗВЕРЕВА,заведующая экспозиционным и выставочным отделом Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского:
Конечно, суть была в том, что у них просто уже не было выбора: мы поставили посты, казаки уже приехали. С другой стороны, им было выгодно, чтобы Россия была их союзником. Потому что Англия и Франция постоянно раздирали их на части. С одной стороны, им, конечно, жалко было земли отдавать, но они понимали, что без России им будет ещё хуже, если ещё и Россия будет против них. Айгунский договор — результаты его трудно переоценить. Потому что, всё левое побережье Амура отошло России. И как результат Айгунского договора — следующий был Пекинский договор в 60-м году. То есть по реке Уссури, Приморье, огромная территория отошла России.
андрей смирнов,ведущий:
С именем Николая Николаевича Муравьёва-Амурского связана и Амурская областная научная библиотека! Она началась с небольшой коллекции книг, подаренных генерал-губернатором Восточной Сибири Благовещенску. Произошло это в 1859 году. Так в городе появилась публичная библиотека. Сегодня она носит имя Николая Николаевича Муравьёва-Амурского, здесь проходят знаменитые «Муравьёвские чтения», а ещё в библиотеке можно встретить и потомка знаменитого петербуржца.

Знакомьтесь, правнучатый племянник генерал-губернатора Василий Сергеевич Муравьёв-Амурский — коренной петербуржец, блокадник, почётный профессор Академии Штиглица. Амурским он стал более 20 лет назад, после смерти своего старшего двоюродного брата – родовая приставка «Амурский» перешла к нему по-наследству.

андрей смирнов,ведущий:
Вам приятно, что в последние лет 20 имя Муравьёва-Амурского — это настоящая гордость Дальнего Востока и вокруг него очень много всего происходит?
ВАСИЛИЙ МУРАВЬЁВ-АМУРСКИЙ,потомок Н.Н. Муравьёва-Амурского:
Я даже не хочу говорить: приятно-неприятно. Я хочу сказать, что я не знаю ни одной губернии, где вспоминают подобным образом имя губернатора, который был 150 лет назад. Дальневосточники вспоминают его и в определённой степени не то чтобы гордятся, но помнят.

Как признаётся Василий Сергеевич, история его рода сама по себе удивительна. Так племянник графа Николая Николаевича — министр юстиции Николай Валерианович Муравьёв — вёл дело о покушении на Александра II и отправил на эшафот Софью Перовскую, которая в юности спасла ему жизнь, когда он тонул. Вообще, среди Муравьёвых были и министры, и декабристы. Даже прабабка писателя Набокова — урождённая Муравьёва. И те и другие служили России честно!