В гостях у программы «Утро в Петербурге» Клим Степанов, арбитражный управляющий и Тарас Степанов, помощник арбитражного управляющего.

Николай Растворцев,ведущий:
Речь в нашем эфире пойдёт о такой сверх актуальной и популярной сегодня услуге, как банкротство физических лиц.
Дарина Шарова,ведущая:
Пользуясь этим, многие фирмы-однодневки незаконно предлагает избавить нас от долгов и продают услуги, которых фактически просто не существует в природе. Как распознать мошенников и выбрать правильную организацию.
Николай Растворцев,ведущий:
Поговорим об этом с нашими экспертами. У нас в студии арбитражный управляющий Клим Степанов и помощник арбитражного управляющего Тарас Степанов.
Дарина Шарова,ведущая:
Расскажите, как часто сегодня россияне вообще сообщают о желании подать на банкротство, и какой процент в результате удовлетворяет эту просьбу?
Тарас Степанов,помощник арбитражного управляющего:
Вопрос на самом деле действительно очень актуальный. Банкротство захватило по факту всю Россию. Понятно почему. Была пандемия, у всех были проблемы, появились новые финансово-экономический продукты, и появилось очень много фирм, как вы сказали, однодневок-мошенников. В чём основной совет. Банкротство затронуло все слои населения от самых бедных до самых богатых, и возраст примерно целевая аудитория в целом от 25 даже лет. Клиенты, которые приходят к Климу Сергеевичу на консультацию, бывают даже девочки и мальчики 20 лет. Я бы разделил аудиторию, допустим, на два поколения. В первую очередь это цифровое поколение – мы с вами. И аналоговое, как таковое. Это, скажем так, наши родители. Советов для них будут немножко разные. Возьмём международной паутину – интернет. Пусть люди, которые разбираются всё-таки в компьютерах, посмотрят возраст домена. Сейчас телезрители меня поймут, наверное. Есть много источников в поисковике, посмотри, сколько сайт существует. Потом, разумеется, самое банальное, что видели все, это отзывы о фирме. Я бы сразу посоветовал фильтровать отзывы, начиная с негативных. Несмотря на то, что поисковые системы сильно помогают, фильтруют, модерируют это всё, но негатив все равно пролезает. Зачастую именно он показывает истинное лицо фирмы. Третий основной, наверное, совет, когда ты всё-таки уже пришёл в фирму, посмотреть, кто там работает. Потому что вчерашние студенты нанимаются на любую работу лишь бы заработать денег, и качество продукта для них менее важно, чем всё-таки какой-то статус. Потому что для более зрелого человека, у которого есть семья, жена важна репутация фирмы, в которой он работает. Потом обратите внимание на то, какие услуги тебе продают.
Клим Степанов,арбитражный управляющий:
Некоторые компании продают такие услуги, как дефолт, кредитная амнистия, которых по факту не существует. В политических кругах идёт дискуссия, как предоставить для граждан такую возможность, но по факту её никому никогда не дадут. Потому что это значит простить долги просто так, но кто-то должен же компенсировать банку собственные потери, которые они понесут. Однако компании преподносят данные услуги, как альтернативу банкротству. Как будто это приведёт к списанию долгов без процедуры банкротства. Но по факту это невозможно. На текущий момент банкротство – это единственная процедура, которая позволяет списать долги законным способом.
Дарина Шарова,ведущая:
На каких условиях законно осуществляется процедура банкротства?
Клим Степанов,арбитражный управляющий:
Пока идёт процедура банкротства, а это где-то 6 месяцев, то гражданина ждёт списание долгов. А если он предоставлял какие-то фальшивые справки недобросовестно, то может быть так, что его не освободят от долгов. Если он, например, скрывает источники дохода, его могут тоже не освободить. Если он скрывает имущество какое-то, то суд его может не освободить от долгов.  
Николай Растворцев,ведущий:
В чём интерес мошенников, которые предлагают, скажем так, нелегальные услуги?
Клим Степанов,арбитражный управляющий:
Банкротство появилось относительно недавно. В 2015 году запустили банкротство физических лиц, и только сейчас оно стало набирать популярность в связи с пандемией, в соответствии с текущими событиями. Для людей само слова банкротство страшно. А когда тебе предлагают избавиться от долгов, но без процедуры банкротства, воспользоваться кредитной амнистией, это звучит более мягко более легко. Они думают, что освободятся от всех обязательств.
Николай Растворцев,ведущий:
Все эти объявления на столбах: освободим от долгов, вернём спокойную жизнь, должны насторожить?
Тарас Степанов,помощник арбитражного управляющего:
Мы очень плавно подошли к аналоговому населению, о котором говорили. Туда входят пенсионеры, бабушки, дедушки, люди, которые уже не пользуются интернетом. Здесь совет простой. Я бы потратил время, взял бы с собой кого-то в юридическую фирму. Пускай это будет внук, либо старший сын, старшая дочь. Потому что зачастую пенсионеры стесняются сказать, что есть долги. Пенсионеры — это самая уязвимая часть населения, для которого банкротство больше всего актуально. Надо взять с собой кого-то и попросить договор о юридических услугах почитать с собой домой. Может быть даже заплатить тысячи полторы юристу или прийти в другую компанию и прочитать. Допустим, пункт 1.1, что мы приступаем к услугам, когда вы внесёте только 100 000 рублей, звучит не юридически, его поймёт, наверное, любой школьник. А реально получается, что у меня 50 000 рублей, я прихожу, договор не читаю. Подписываю всё, что вижу и потом все мошенники.
Дарина Шарова,ведущая:
Какова реальная среднерыночная стоимость процедуры банкротства?
Тарас Степанов,помощник арбитражного управляющего:
По рынку процедура у нормальных компаний стоит около130 000 плюс расходы 45 000 рублей, которые оплачиваются государству. Важно здесь понимать, что это оплачивается по отдельным чекам. То есть, если вам дают договор в котором госрасходы включены, то вы можете также нарваться на мошенников. По факту банкротство длится около года. По закону оно длится 6 месяцев, и в целом россиянам я бы рекомендовал относиться к этому спокойно. Знаете, семантика банкроства тяжёлая. Из фильмов, которые мы смотрели, это нет денег, всё плохо, жизнь кончена. Нет, это просто сервис, в кавычках разумеется, от нашего государства, которое первый раз в жизни позволяет избавляться от долгов законно. Это нужно уяснить и запомнить. В странах Америки и Европы процедура уже идёт давно. Сейчас банкротство стало новым экономическим продуктом, который поднялся на уровень софинансирования.