В гостях у программы «Утро в Петербурге» Людмила Акмен, заведующая Отделом истории реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа.

Николай Растворцев,ведущий:
В эфире специальный проект нашего телеканала и Государственного Эрмитажа — Эрмитаж. Говорим и показываем. Весной минувшего года в Государственном Эрмитаже впервые после реставрации была представлена Малая церковь Зимнего дворца, где состоялось открытие выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа».
Дарина Шарова,ведущая:
На экспозиции представлены наиболее яркие образцы богослужебных одежд из Эрмитажного собрания.
Николай Растворцев,ведущий:
Малая церковь Зимнего дворца – это прекрасное творение Растрелли, которому пришлось пройти через многое в своей истории. В церкви уже была реставрация в 40-х годах прошлого века. Удалось ли реставраторам той послевоенной поры сохранить для потомков оригинальную отделку и декоративное убранство?
Людмила Акмен,заведующая Отделом истории реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа:
Да. И это было неожиданно для всех нас, потому что даже в документах о послевоенной реставрации 1948 года писали, что это был варварский ремонт. Был закрашен живописный плафон и стены, демонтированы головки херувимов. И когда реставраторы 2018 года раскрыли все эти поздние красочные слои, нас потрясла сохранность отделки. Мы можем увидеть историческую отделку на 90%.
Николай Растворцев,ведущий:
Так это нынешние реставраторы так бережно восстановили историческую отделку или тогда так сгустили краски, назвав реставрацию варварским ремонтом?
Людмила Акмен,заведующая Отделом истории реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа:
Очень интересный вопрос. Складывается такое впечатление, что реставраторы 1948 года просто прятали то, что ещё могли сохранить. Потому что у них стояла определённая задача – убрать. Всё, что могли, они сделали. Благодаря им и стараниям наших реставраторов мы можем увидеть историческую, а не воссозданную, оригинальную родную отделку.
Дарина Шарова,ведущая:
То есть сегодняшнее убранство церкви максимально соответствует тому, как она выглядела изначально?
Людмила Акмен,заведующая Отделом истории реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа:
Да, это удивительно. Мы смогли частично сохранить даже сложное клеевое золочение, очень дорогое и трудоёмкое. Его можно увидеть, оно чуть более темнее, чем новое золото.
Николай Растворцев,ведущий:
На что вы бы посоветовали обратить внимание всем тем, кто окажется в выставочном зале?
Людмила Акмен,заведующая Отделом истории реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа:
Мы затронули интересную тему диалога послевоенных и нынешних реставраторов. На это стоит обратить внимание. Например, реставрация позолоченного декора на плафоне была просто ювелирной работой. Сейчас для людей посвящённых и просто посетителей будет интересно сопоставить блеск тёмного благородного золота и того, что привнесли современные реставраторы. Их отличие – наглядное пособие по реставрации. Ещё один интересный момент. На плафон церкви вернулись херувимы. Реставраторы 1948 года демонтировали их очень бережно, а сотрудники Эрмитажа более 70 лет сохраняли. При реставрации нас ожидала ещё одна интересная находка. Само по себе то, что реставраторы оставляют письма, это не редкость, а скорее традиция. Интересно непосредственно письмо. Оно оказалось неожиданно трогательным. Называлось «Письмо в будущее» и заканчивалось словами: «Желаем вам здоровья и счастья, наши потомки».
Николай Растворцев,ведущий:
Письмо было хорошо спрятано, понимали ли авторы, кто и когда его прочтёт?
Людмила Акмен,заведующая Отделом истории реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа:
Думаю, не понимали. Письмо было спрятано очень хорошо, и обнаружить его можно было только при реставрации. Любопытно, что мы нашли реальных потомков авторов.
Николай Растворцев,ведущий:
А что это было: напутствия или пожелания?
Людмила Акмен,заведующая Отделом истории реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа:
Именно пожелания здоровья и счастья были намёком на возможную реставрацию и обнаружение того, что они пытались для нас сохранить.
Дарина Шарова,ведущая:
Почему выставку необходимо посетить? Что ещё в ней такого уникального?
Людмила Акмен,заведующая Отделом истории реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа:
Дух этого зала Малой церкви. Напомню, что это домовая, то есть домашняя церковь. Здесь проходили службы только для узкого круга императорской семьи. И дух церкви остался даже несмотря на то, что иконостас не воссоздан. То, что представлено по церковному облачению, эти великолепные образцы золотого шитья дополняют сохранившийся декор и церковный дух. Это ответ на многочисленные вопросы, что здесь осталось от церкви. Общее ощущение намоленности осталось.