Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«Но начинаем мы с главной даты в истории нашего города, которую мы отмечали на этой неделе. Точнее, есть три дня в году. Но всегда они сливаются в одно великое и страшное событие, границ и масштабов трагедии которого мы не сможем оценить никогда. Оно называется — блокада Ленинграда.  Это 8-е сентября 1941 — начало блокады. 18 января 1943 — прорыв блокады. И 27 января — полное освобождение. Причём, именно освобождение. А не снятие. Никогда ленинградцы не говорят «снятие блокады». Снимает блокаду враг. А освобождают — только свои, только наши. И причём это тот единственный случай употребления этого слова в русском языке, когда «Освобождение» пишется именно с большой буквы. Как имя собственное. Как что-то великое. Так, как в Библии иногда обозначают некие архетипические ценности. На уровне Добра и  Зла. Света и Тьмы. Мы часто пробалтываем эту фразу — «полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады». И вот 27 января — это как раз тот день. Когда не надо пробалтывать. Нужно остановиться и вдуматься. Что это было? И было-то не так давно, 78 лет назад. Ещё, слава Богу, живы те герои, которые прошли через этот ад. То есть по историческим меркам это было всего лишь мгновение назад.

И всё это здесь, рядом. На расстоянии вытянутой руки. Почти в каждой семье, родившихся в Ленинграде, есть своя история жизни, связанная с блокадой. Или смерти.

Вот вы никогда не приходили на Пискарёвское кладбище в тёмное время суток? Не утром, когда здесь в дни траурных торжеств проходят официальные мероприятия, а именно в сумерки? Когда чёрными гробовыми пятнами сотни гранитных плит лежат на белом снегу. И под каждой такой плитой сотни и сотни погибших людей. Как выбито на постаменте: «Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане – мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград». И не надо говорить никаких слов. Надо лишь вдуматься в суть цифр, связанных с Блокадой. Это холодные цифры бесстрастной статистики.  Просто посмотрите. И постарайтесь понять. Как такое было возможно? Ответить нельзя. Потому что это не поддаётся пониманию с точки зрения возможностей человека».