андрей смирнов,ведущий:

Петербург Лермонтова не так хорошо известен широкой публике, как, например, пушкинский Петербург или Петербург Достоевского. Дерзкий поэт бывал в столице лишь наездами, а его имя стало давно ассоциироваться исключительно с Кавказом. Но я предлагаю прогуляться по историческому центру нашего города и попытаться найти следы литературных персонажей нашего классика.

В 1964 году библиотеке, которая находится в знаменитом особняке Мусиных-Пушкиных на Литейном проспекте, было присвоено имя Михаила Юрьевича Лермонтова. С тех пор, вот уже более пятидесяти лет, здесь изучают и популяризируют его творчество. Самыми знаменитыми произведениями Лермонтова, бесспорно, считаются роман «Герой нашего времени» и пьеса «Маскарад», столь любимая русским театром. Кстати, это маски и костюмы к провокационной постановке Игоря Селина на сцене Александринского театра 2003 года. Основной режиссёрский акцент был сделан на яркую внешнюю образность оформления, которая передавала навязчивые мысли главного героя, тот фантазийный гибельный мир, что толкнул Арбенина на преступление.

Замысел драмы «Маскарад» возник у Лермонтова в конце 1834 года, а уже через год рукопись была представлена в Цензурный комитет, который пришёл в ужас от прочитанного. «Маскарад» был признан недопустимой пьесой к постановке на сцене из-за «непристойных нападок» на костюмированные балы в доме Энгельгардтов. Особенно Лермонтов прошёлся по представительницам высшей знати. История прекрасного здания на Невском проспекте, возведённого ещё по проекту самого Растрелли, восходит к середине XVIII века. Здесь устраивались знаменитые балы и маскарады, а в 1828 году владельцем здания стал князь Василий Энгельгардт. Тут-то и начались вошедшие в историю «маскарады у Энгельгардта», на которых собирался весь цвет столицы. Они были столь популярны, что их посещали даже члены императорской семьи, а Михаил Лермонтов поместил в интерьеры этого особняка действие своей драмы. Ведь в противовес строгим петербургским балам с их жёсткими правилами в других домах, маскарады у Энгельгардта стали центром скандальных историй и слухов.

Самыми петербургскими произведениями Лермонтова смело можно считать незаконченный роман «Княгиня Лиговская», где, кстати, впервые появляется Печорин, а уж затем он отправляется на Кавказ, и мистическую повесть «Штосс». Не секрет, что прототипом графа В. из «Штосса» послужил один из самых образованных людей своего времени – граф Михаил Виельгорский, который вместе со своим братом в их доме на Михайловской площади устроили настоящий центр музыкальной жизни Петербурга.

В последний раз Лермонтов приехал в столицу в 1841 году и попросил своих друзей – графов Виельгорских собрать общих знакомых в их салоне – поэт собирался прочитать новое произведение «Штосс». Собралось 30 человек, двери заперли и предупредили, что чтение займёт ровно 4 часа. Лермонтов появился с толстой тетрадкой подмышкой, сел под лампу и начал читать какую-то ужасную историю, но через 25 минут внезапно остановился. Михаил Юрьевич подшутил над своими друзьями, он успел написать всего лишь 12 страниц.

Говорят, что Лермонтову Петербург, как город, не очень нравился. Столица казалась ему пасмурной, холодной и неприветливой. Но именно в свой последний приезд сюда он написал те самые трогательные строки о «милом севере». 9 мая 1916 года в канун 75-летия со дня смерти поэта состоялось торжественное открытие этого знаменитого памятника работы скульптора Бориса Микешина. Место для него выбрано не случайно – здесь располагалось знаменитое Николаевское артиллерийское училище, в котором и учился сам Лермонтов. Именно училище в память о своём знаменитом выпускнике собрало деньги на мемориал. В том же 1916 году Ново-Петергофский проспект был переименован в Лермонтовский.