В гостях у программы «Утро в Петербурге» Нина Тарасова, хранитель коллекции костюмов Государственного Эрмитажа.

Тимофей Зудин,ведущий:
Предметы гардероба последнего российского императора, русские народные платья, которые поразили легендарного кутюрье Жана-Поля Готье и многое другое.
Марианна Дьякова,ведущая:
Сегодня в рамках нашего проекта «Эрмитаж. Говорим и показываем» мы познакомимся с уникальной обновлённой экспозицией в Галерее реставрационно- хранительского центра Государственного Эрмитажа в Старой деревне. Как трансформировалась экспозиция, какие изменения в ней произошли?
Нина Тарасова,хранитель коллекции костюмов Государственного Эрмитажа:
Удивительное дело, новая экспозиция у нас так и называется «Русский стиль. Традиции и трансформации». Так что мы трансформировались во всех смыслах, обновились практически полностью. Примерно 90% того, что видит публика сейчас в Старой деревне, никогда там не экспонировалось. А треть не видела ни публика, ни специалисты.
Тимофей Зудин,ведущий:
Какие периоды русского костюма представлены на экспозиции?
Нина Тарасова,хранитель коллекции костюмов Государственного Эрмитажа:
Самые ранние датируются концом XVIII века, самые поздние – XXI веком.
Марианна Дьякова,ведущая:
Мы видим, что костюмы действительно уникальные, они разные, их много. Как за ними ухаживать и содержать такую масштабную экспозицию?
Нина Тарасова,хранитель коллекции костюмов Государственного Эрмитажа:
Хранение костюма – дело удивительно хлопотное. Хотя и приятное, и интересное. Необходимо соблюдать целый ряд условий. Костюмы боятся света и пыли. Наши злейшие враги – моль и кожеед. Поэтому дважды в год мы непременно с сотрудниками лаборатории биологического контроля обследуем костюмы. Но с уверенностью могу сказать, что в Старой деревне всё с этим хорошо, абсолютно чисто и стерильно.
Тимофей Зудин,ведущий:
Общество в XVIII веке было очень неоднородно. Костюмы каких сословий представлены?
Нина Тарасова,хранитель коллекции костюмов Государственного Эрмитажа:
Мы представили как традиционные костюмы, так и стилизованные. У нас есть костюм, который могла носить совершенно простая крестьянка в глубинке. И тут же костюм Екатерины II, стилизованный под русский.
Марианна Дьякова,ведущая:
Посещая ваше уникальное хранилище, Жан-Поль Готье был настолько потрясён, что сказал, любой кутюрье мира должен провести там время и даже остаться на ночь. Что его особенно впечатлило?
Нина Тарасова,хранитель коллекции костюмов Государственного Эрмитажа:
Особенно впечатлён он был двумя вещами. Его потрясли вышивки на парадных придворных платьях. А они же объёмные, поэтому он ходил и говорил: «Я не понимаю, как в XIX веке можно было делать 3D вышивки». Уровень российских вышивальщиц был действительно очень достойный. Не случайно они получали призы на Всемирных выставках. Приём Готье прошёл тепло, он очень приятный в общении человек. Он демократичный и все понимающий. Когда общаешься с человеком, который живёт в костюме и костюмом, понимает, почему так пришит рукав, откуда что взялось и куда ушло, то это крайне приятно. Он великолепный, блестящий специалист. Его восторг и его оценка многого стоит. Он считает, что русский народный костюм даёт столько идей, что модельеры должны его изучать.
Марианна Дьякова,ведущая:
На экспозиции представлены костюмы костюмированного бала, который состоялся в 1903 году в Зимнем дворце. Это, наверное, потрясающей красоты наряды?
Нина Тарасова,хранитель коллекции костюмов Государственного Эрмитажа:
Да, потрясающей красоты, но уже стилизация. Эта коллекция – гордость Эрмитажного собрания костюма. Потому что на бал были приглашены более трёх сотен человек, но костюмов на сегодняшний день выявлено не более десятка. Гости должны были быть одеты в костюмы, напоминающие эпоху Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны. Николай II был одет в костюм царя, который находится в Москве в Оружейной палате. А у нас хранится костюм императрицы Александры Фёдоровны, которая была в образе первой супруги Алексея Михайловича. Костюмы дошли до нас буквально истерзанными, спороты были меховые оторочки, декоративные элементы. И теперь можно только догадываться, как они выглядели, ибо сохранились места крепления драгоценностей на эти костюмы.