На улице Некрасова снимают «Анну Каренину» специально для крупного и очень известного американского онлайн-кинотеатра. За углом, на улице Восстания, гримируются звёзды Болливуда – здесь снимают индийский фильм. А на Васильевском острове в этом время работают над очередной трактовкой «Мастера и Маргариты». О Петербурге как съёмочной площадке – репортаж Ивана Уварова.

ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Улица Некрасова. Здесь заканчивается смена картины «Анна Каренина». Её снимают специально для крупного и известного американского онлайн кинотеатра. А за углом уже припарковали вагончики, в которых будут гримироваться звезды Болливуда. Да! Здесь, на улице Восстания, в Петербурге снимают индийский боевик. На Васильевском тоже ограждения. Идут съемки новой трактовки «Мастера и Маргариты». Отечественный, американский кинематограф и даже Болливуд – встретились в день кино в Петербурге».

Дождь, ветер и любую непогоду. Они готовы все вынести. Ради пусть и не большого, но все же искусства. Актеры массовых сцен – массовка – заветной команды: мотор!

Вия – студентка театрального. Это первый в ее жизни съёмочный день. Волнуется? Конечно! От того, наверное, и готова рассказать почти все о киноплощадке, на которой сама находится впервые. Таких как Вия только в этот день на смене – так говорят киношники – почти сто человек. И каждый надеется, что эта крохотная роль станет для него пропуском в большое кино.

Он тоже, когда был студентом, мечтал о главных ролях. У лучших режиссеров. Но его звездный час, как правило, происходит здесь, в крохотной комнатке два на два, которую в кино называют студией озвучивания.

Знакомьтесь. Олег Куликович. Заслуженный артист России. Он же Вупсень и Пупсень из «Лунтика»,  Алеша Попович и Джек из «Титаника».

Актер дубляжа, или озвучания, профессия тонкая, сложная, нервная. Порой не справедливая. Голос, который Куликович подарил герою Ди Каприо стал визитной карточкой петербургского актера. Но спустя 10 лет, когда фильм оцифровывали, Джека переозвучили.

ОЛЕГ КУЛИКОВИЧ,заслуженный артист России:
«Мне звонил актер, который это делал, извинялся, когда ему говорили, а зачем ты повторяешь Куликовича. Он говорит: это совершенство!»

Петербургская школа дубляжа признана одной из лучших в мире. Наверное, поэтому за кадром они порой делают, казалось бы, невозможные вещи. Спасают фильм, буквально.

ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Дворцово-парковый ансамбль в Петергофе. Так и кажется, что где-то там под тенью густых деревьев выясняют свои отношения герои какого-нибудь исторического романа. Петербург – не просто живая, универсальная декорация. Вот крыши города и виды с них словно созданы для съемок бондианы. Или вот такие малые архитектурные формы – идеальное место для фантастики. А этот дом словно стоит на одной из улочек Лондона, которая может стать декорацией для вымышленного города Готэм, по которому гулял Джокер».

Это в советские годы режиссеры выезжали на выбор натуры. Неспешно, вальяжно присматривались к местам для уличных съемок. В 21 веке, когда процесс кинопроизводства значительно ускорен, натуру или, говоря языком современным, локации подбирают локейшен менеджеры. Уловить их невозможно. Они всегда на работе. Поэтому беседуем с Михаилом по телефону, пока он едет на новую локацию.

4-й павильон «Ленфильма». Колыбель отечественного кинематографа. Это здесь в 19 веке был театр «Аквариум», в котором состоялся первый киносеанс в России. Это здесь потом про доброго жука будет петь Золушка. Здесь будут беседовать Холмс и Ватсон. Здесь снимут одно из первых советских фэнтези «Старик Хоттабыч».

Вот он – настоящий мир кино! Вот вся его хрупкость и недолговечность. Вот, что остается в съемочном павильоне после того, как звучит команда «стоп» и гаснут софиты.

АЛЕКСАНДР ПОЗДНЯКОВ,историк кино:
«Здесь творились миры, эти миры разрушались, потом строились новые. Не за горами новый проект».

Поэтому на «Ленфильме» есть человек, профессия которого — хранить историю киностудии. Александр Поздняков — может с упоением часами рассказывать здесь о каждом уголке. Вот его любимое место. Голова профессора Доуэля. Этот раритет, ни в коем случае не реквизит, хранят бережно. Как и многие другие экспонаты в музее «Ленфильма». Ведь мы помним, что остается после съемок… Буквально ничего.

В то время, когда в Петербурге снимаются звезды не только российского, но и мирового кино. Например, роль Воланда играет немецкий актер Аугуст Диль. Тот самый из «Бесславных ублюдков» Тарантино.

Для съемок уже не требуются спецэффекты или особые локации. Все можно сделать с помощью компьютерной графики.

В отдельно взятом мужском гардеробе «Ленфильма»  – так здесь говорят – время словно остановилось. Советский телефон. Картотека, заполненная от руки. И таблички бережно и с любовью написанные фломастером.

Никакого даже самого современного и дорогого кино у нас бы не было. Если бы в Петербурге этому виду искусства, не служили такие люди. Те, кто отдал свою жизнь работе за кадром. Те, кто может быть когда-то и мечтал попасть на экран, но оказавшись однажды по ту сторону камеры понял: вот он – настоящий мир, настоящая жизнь. Жизнь за кадром.

И можно сколько угодно хвалить, ругать, критиковать или даже игнорировать наше современное российское кино. Но, познакомившись с такими персонажами, можно точно сказать: у нашего кино большое будущее. Особенно, если это кино будет сделано у нас в Петербурге. Если это кино будут делать такие люди, которые при слове «МОТОР», начинают молча наблюдать за тем, как рождается новый мир.