Заброшенные объекты и наследие Олимпиады 80 в Ленинграде — в репортаже Ивана Уварова.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь давайте поговорим о событии, которым сейчас живёт весь мир. Олимпиада в Токио. Она приближается к концу. Выводы мы будем делать уже после её завершения. Но уже сейчас ясно одно — наши герои очень достойно и гордо выступили на этом высшем мировом спортивном состязании. Несмотря на отобранное право называться Россией. На запрет исполнения гимна. Мы просто вышли и сказали — мы здесь. И вы будете считаться с нами. Потому что наши спортсмены наравне с другими странами занимают лидирующие позиции в мире. Есть медали и у Петербурга. Вот одна из золотых медалисток. Наша Лилия Ахаимова. Она в составе нашей женской  сборной по спортивной гимнастике на Олимпиаде в Токио впервые в истории выиграла многоборье. Петербурженка Лилия Ахаимова — воспитанница Спортивной школы Олимпийского резерва Пушкинского района.

Это была, пожалуй, одна из самых противоречивых Олимпиад в мировой истории. И перенесли её на год. И организацией многие остались недовольны, начиная от картонных кроватей и заканчивая многочасовыми очередями на автобусных остановках. И проходила она почти при пустых трибунах. Без зрителей. И церемония открытия была очень и очень скромная и лаконичная. Можно сказать, упрощённая была церемония. И эти упрёки послужили поводом для едких шуток по поводу того, во что в будущем могут превратиться Олимпийские игры.

И давайте продолжим эту тему, но уже без этих около олимпийских шуточек. Поговорим более серьёзно. Итак. Олимпиада в Токио скоро закончится. А что останется после неё? Не в плане золотых медалей, эмоций, слёз проигравших и ликования победителей. Что останется в плане инфраструктуры? Сейчас в условиях экономического кризиса в мире после пандемии очень актуальный вопрос. Сколько стоит Олимпиада и что от неё остаётся?  Для справки. В сентябре 2017 года МОК назвал сразу две следующие олимпийские столицы: Париж-2024 и Лос-Анджелес-2028. Других желающих не было. Летние олимпиады теряют экономическую привлекательность. Такое произошло впервые в истории олимпийского движения, ведь раньше процедура выбора подразумевала несколько туров голосования и неизменный ажиотаж. А что сейчас? Итак. Что остаётся, когда уходит Олимпиада? И нужно ли Петербургу бороться за звание столицы Олимпийских игр в будущем? Репортаж Ивана Уварова».

ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Рио-де-Жанейро, Сараево, а это Франция, по-моему. И все это олимпийские объекты. Их когда-то строили к соревнованиям мирового уровня. И вот таких заброшенных олимпийских во всем мире — сотни. Вот, прямо в лесу — это всего час от центра Петербурга — стоят два заброшенных лыжных трамплина. А ведь здесь тренировались лыжники, которые потом получали золотые и серебряные олимпийские медали. И вот что теперь от этого осталось. Вот так сейчас выглядит легендарный ленинградский велотрек. Место, где начинали Галина Царева, Вячеслав Екимов, Михаил Игнатьев — знаменитые велосипедисты. Но в 2007 году велотрек снесли».

Комфортабельный жилой комплекс так и замер на стадии фундамента, который разрисовали уличные художники. Островок спорта здесь, все же, оставили. На другой половине велотрека построили фитнес-клуб.

Велотрек в живописном районе Поклонной горы построили в Ленинграде в середине 50-х. Специально для того, чтобы  здесь тренировались будущие олимпийские звезды. Международная длина дорожки 333 тысячи и 33 метра. Трибуны на 10 тысяч зрителей, для которых каждое соревнование здесь — настоящий праздник.

Конец 70-х. Ленинград живет в ожидании Олимпиады 80. Город планирует принять футбол и парусный спорт. Специально для этого набережную яхт-клуба на Петровской косе одевают в гранит. 13 с половиной гектаров теперь выглядят не хуже Дворцовой набережной.

В самый последний момент парусный спорт перенесли в Таллинн. А про гранитную набережную яхт-клуба на Петровской до сих пор помнят лишь спортсмены. По закону яхт-клуб не имеет права ухаживать за этим местом. Потому что ему оно не принадлежит.

Некогда гордое звание «отель, работающий по системе "интурист"», кемпинг «Ольгино» несет до сих пор. Правда, вместо туристов — мигранты. А время здесь словно замерло. Кажется, что эти автобусы привезли новых постояльцев, которые приехали в олимпийский Ленинград 80-го.

У них номера разного уровня комфорта. И вообще удобно, откровенничают гости из ближнего зарубежья. И даже шутят: есть комнаты стандарт, эконом и даже люкс.

Они словно создали здесь уголок своей родины. После работы звонят домой. Общаются исключительно на своем языке. Вот и новые постояльцы. Приехали сегодня утром из Узбекистана. Ждут заселения.

Да, глядя на все это, уже сложно поверить в то, что в 80-м Ленинград потратил на строительство, как тогда говорили, мотеля-кемпинга почти полтора миллиона рублей. По тем временам — огромные деньги для городского бюджета!

Июль 94-го. В городе открываются Игры доброй воли. Третьи по счету в мире. Тогдашний мэр  Анатолий Собчак задумывает это спортивное событие как предтечу Олимпиады 2004, которую он планировл провести в Петербурге.

ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«В начале 90-х в городе уже есть своя олимпийская деревня. Этот микрорайон на Пулковском шоссе возвели еще в Ленинграде в преддверии Олимпиады 80. И застроили такими домами серии 137. На Литейном появляется своя «Олимпия». Некогда популярное казино. Назвали его так по распоряжению Анатолия Собчака. Уж слишком сильно мэр хотел провести олимпиаду в городе».

Город, как и в 80-м, вновь начинает жить в ожидании Олимпиады. На открытии водных соревнований игр доброй воли Собчак лично ныряет в бассейн. Первым. Чтобы опровергнуть слухи американцев о том, что вода отравлена.

ВАЛЕРИЙ ЛОЗОВСКИЙ,фотограф:
«Я говорю: Анатолий Саныч, вы плавать-то умеете? Да я могу. И все. И вдруг на следующий день мне говорят: Валерий Николаевич, слушай, он уже раздевается, он уже в бассейне».

В его фотоколлекции не просто эксклюзивные, а по истине исторические снимки. Вот Владимир Путин, тогда еще просто председатель комитета по внешним связям мэрии, на открытии тех самых игр доброй воли. А вот Борис Ельцин и Хуан Антонио Самаранч – председатель Олимпийского комитета. Их разговор случайно услышал Лозовский.

ВАЛЕРИЙ ЛОЗОВСКИЙ,фотограф:
«Самаранч говорил, переводчик переводил очень четко и ясно: под Собчака мы олимпиаду дадим! И имелось ввиду не под Собчака человека, а под Собчака— то, что он придумал!».

Игры доброй воли так и не помогли городу принять Олимпиаду. Но зато в Петербурге в очередной раз модернизировали и реконструировали ряд спортивных объектов. Один из них — комплекс «Юбилейный».

В «Юбилейном» перед играми доброй воли привели в порядок почему-то так до сих пор и оставшуюся известной только работникам комплекса фреску художника-монументалиста Владимира Табанина, сделанную специально к Олимпиаде. Здесь отражены практически все олимпийские виды спорта.

КОНСТАНТИН ОСИПОВ,спортивный журналист, историк спорта:
«Олимпиада80 дала мощный толчок творческий для всей страны. Вот даже возьмите: олимпийский мишка родился, вот эта графика, эта символика. Прежде всего, такие крупные форумы спортивные — они дают творческим людям себя реализовать, это вдохновение огромное».

Спортивный журналист Константин Осипов до сих пор не понимает, почему эту работу Табанина держат за закрытыми дверями. Раньше здесь располагался пресс-центр. Сейчас — проходят важные совещания.

«Юбилейному», нашим стадионам и еще ряду объектов, конечно, повезло. Их не бросили, про них не забыли. Здесь продолжает идти спортивная жизнь. Даже не смотря на то, что олимпиады они так и не увидели. Но вот просто ужасающие и потрясающие сознание примеры: Сараево – 1984, Пекин – 2008, Гренобль – 1968.

А это Судак. Крым. Величественный и поражающий своим могуществом не случившийся санаторий «Дельфин». На полуострове одна из самых известных, говоря языком простым,  «заброшек».

АЛЕКСАНДР КИРЯКОВ,краевед, житель г. Судак:
«В свое время были легенды, что у нас с этого пансионата половина города построилась, что в принципе так и действительно, когда в конце 80-х, в 90-е оттуда потаскали много чего, он так вот и остался такой».

Его задумали как базу подводников-аквалангистов. Затем сюда на экскурсии хотели привозить гостей Олимпиады-80. Здесь даже тренировали боевых дельфинов. Но этому месту, видимо, суждено так и остаться заброшенным.

Глядя на все эти некогда величественные объекты, становится не просто грустно, а обидно. За то, что мы забываем про их изначальную цель — воспитать новых олимпийских чемпионов. И может быть, вновь принять в нашем городе олимпиаду. Но уже в качестве олимпийской столицы. Конечно, Петербург может это сделать.

И если мы не просто сохраним, но восстановим эти объекты, будем помнить и сохранять их историю, Петербург точно сможет стать лучшей олимпийской столицей, может быть, за всю историю Олимпиады.