Жара и Петербург — репортаж Ивана Уварова об этих, казалось бы, несовместимых понятиях.

ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Ну, кто, если не Достоевский, может лучше всех написать о петербургской жаре? Я, конечно, далеко не Раскольников, но жара летом 21-го года в Петербурге – точь-в-точь по Достоевскому!».

Мы все, и правда, соскучились по настоящему, солнечному лету. Но такой жары северный город не просто не ожидал. Даже представить себе не мог. А что это вообще было?

Южные африканские ветра. Для Петербурга — фантастика, которая стала реальностью.

Самым жарким летом в городе за всю историю метеонаблюдений  до сих пор считается лето 1972-го года. Потом ученые назовут этот период всесоюзной засухой. Но в Ленинграде на протяжении трех месяцев держалась средняя температура плюс 30.

От жары спасаются, укрываются, убегают и даже наслаждаются ею. В ход идет все. От веера до многочасовых купаний в Финском заливе.

ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«И, конечно же, стаканчик холодной газировки из автомата. Или, как говорят в народе, «автопоилки». Успешный проект хрущевской автоматизации. Визитная карточка советской торговли. За копейку он выдает стакан охлажденной газированной. За три — добавляет сироп. И все пьют из одного граненого стакана, который перед рекомендовано ополоснуть. По нынешним временам — апофеоз антисанитарии».

Но ленинградцев от жителей других городов страны всегда отличала одна особенность. Даже в жару никто не мог позволить себе выйти на улицу в шортах или сланцах. Сравниваем снимки лета 1972-го года и фотографии, сделанные сегодня в Петербурге вместе с историком костюма.

ЮЛИЯ ДЕМИДЕНКО,историк костюма:
«Это была одежда для загорода, для дачи, для курорта. Причем на курортах в шортах даже не пускали в кафе. Ресторан, да что там ресторан — в столовую обычную! Это всегда вопрос воспитания и образования. И общая культура, к сожалению, придется признать она, в общем-то, падает».

ДК Ленсовета — культовое место советского рок-подполья. Среди поклонников ЛРК — негласный символ жаркого лета в Петербурге. Сегодня музыкальный театр «Карамболь» здесь дает мюзикл «Шербурские зонтики».

ОЛЬГА ГОЛОВИНА,актриса Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Карамболь»:
«»Шербурские зонтики» — вот название не очень подходит к сегодняшней жаре, но даже само упоминание слова «зонтики» как-то уже радует».

Актеры — вот кому жарче всех в это время. Буквально. Они начинают плавиться еще в гримерках. Когда надевают парики, костюмы и накладывают грим. На сцене под светом софитов температура выше тех максимальных 36-ти, которые были зафиксированы на улице. И в таких условиях они должны поверить в то, что сейчас поют в дождливом французском Шербуре.

АНДРЕЙ ИЛЬИН,житель Санкт-Петербурга:
«Единственный способ спастись от жары — это открыть все окна. Вот мы это делаем и наблюдаем…».

Улица Рубинштейна. Квартира семьи Ильиных. Окна детской и родительской спальни выходят на самую шумную улицу города. Особенно в такую погоду. Спать с закрытым окном — жарко. С открытым — громко.

АНДРЕЙ ИЛЬИН,житель Санкт-Петербурга:
«Конечно же, беспокойство, стресс и плохая работоспособность на следующий день, потому что очевидно это накапливаемый такой эффект».

Поставить кондиционер на Рубинштейна, как и на других улицах в историческом центре Петербурга, нельзя. Нарушение. Ведь все это фасады исторических зданий. Выход один — терпеть и ждать похолодания.

Когда похолодает теперь ждут и в переулке Пирогова. Здесь, нет, не по иронии судьбы, а по регламенту работ коммунальщиков в самые жаркие дни включили отопление!

Это были плановые работы. Промывка системы – согласно графику. Все понимаем. Но сделать ничего не можем, сказали коммунальщики. Дом так прогрелся, что даже сейчас, когда жара немного спала, такое ощущение, что находишься в бане.

Пожалуй, самый главный вопрос, который задает каждый петербуржец. Неужели жара и правда повторится? Ведь, если верить прогнозам синоптиков, к нам идет новый блокирующий антициклон. Почему опять к нам?

ВАЛЕРИЙ ЦЕПЕЛЕВ,доцент кафедры метеорологических прогнозов РГГМУ:
«Атмосферу сравнивают с хаотической системой, потому что процессы в ней на дальние сроки близки к хаотическим все-таки. Земля ходит вокруг солнца в одни и те же сроки, в одни сроки возникает снег или лед, океаны находятся на своих местах, и этот хаос управляется планетой Земля и приводит к некой видимости, что мы можем предсказывать погоду».

Да… то, что мы называем погодными явлениями, аномалиями или даже катаклизмами, ученые называют хаосом. Управлять которым человек не может. Но мы можем относиться к этому иначе. И начать, наверное, нужно с малых дел. Например, сидя жаркой ночью в баре на Рубинштейна, помнить, что здесь живут люди. И им хочется элементарно — заснуть. Потому что завтра на работу. И, конечно же, нужно помнить, как бы банально это ни звучало, у природы нет плохой погоды. Тем более, если это погода в Петербурге!